Методика предназначена для примерной оценки уровня развития у ребенка технического мышления. Проводится индивидуально, используется в батарее с другими тестами.
Психолог кладет перед ребенком карточку, произносит инструкцию.
Далее психолог разивает разговор по ситуации. Если ребенок сразу определил, что мяч остановится на дне ямы (желательно второй), то спрашивается, почему он так решил, уверен ли и т.д.
Если ребенок колеблется, то психолог предлагает рассмотреть разные варианты.
Если ребенок ставит наобум, то психолог просит подумать лучше.
Так или иначе эту задачку надо обкатать с разных сторон, чтобы у психолога выработалось четкое представление об уровне технического мышления ребенка. Можно, например, рассмотреть какие-то ситуации из жизни.
Представь, что мальчики играли в футбол недалеко от глубокой и опасной ямы. Случайно один мальчик так сильно пнул мячик, что тот докатился до ямы, а потом скатился вниз. Как думаешь, в какой точке остановится мяч?
Психолог оценивает общий уровень беседы с ребенком:
- насколько связно он может изложить свои мысли,
- имеется ли у него базовое представление об инерции и вообще физических законах,
- пришел ли он к правильному выводу (что мяч должен остановиться на дне правой ямы или хотя бы на дне левой).
Оценивается по 5-балльной системе:
5 - отлично,
4 - хорошо,
3 - удовлетворительно,
2 - плохо.
1. Методика "Яма и мяч" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 27.11.2016. - Режим доступа: https://azps.ru/tests/pozn/yama_i_myach.html (27.11.2016).