Реальная жизнь, как известно, вещь весьма сложная: многогранная, запутанная, непредсказуемая и т.д. Только в школьных задачниках все задачи имеют решения, при этом одно и только одно верное. В реальной жизни, где причинно-следственные связи давно сплелись в бесконечно сложный клубок, человек слишком часто сталкивается со сложными и лишь частично понятными явлениями. При этом он может управлять сам собой лишь до некоторой степени. Человек сам не знает своих возможностей, и это обстоятельство слишком часто губит его. Это с одной стороны.
С другой стороны, с самого раннего возраста человек понимает, что управлять своим настроением, даже своими эмоциями можно с помощью мыслей. Вспомнил смешной анекдот - настроение немного улучшилось. Внушил себе, что скоро найдешь клад или богатого супруга, - настроение совсем хорошим стало. Равно и наоборот: вспомнил грустную историю - расстроился, вспомнил про свой плохой внешний вид - совсем плохо стало на душе.
Эти два обстоятельства и рождают вкупе тот феномен, который назвали психологической защитой. В сложных жизненных ситуациях - когда или уже нет сил решать замысловатые задачи, или когда эти задачи в принципе не могут быть решены, или по иной причине - вступает (может вступить) психологическая защита.
В принципе, как уже говорилось, любую психологическую защиту можно рассматривать как самообман. Например, кто-то, поддавшись порыву украл какую-то вещь. Ему потом стыдно, и он сам себе внушает, что это не он украл, а на самом деле у него украли. Но самообман носит не только когнитивный характер, то есть не во всех случаях психологическая защита носит характер псевдознания, псевдосведений, псевдосуждений и т.д. Психологическая защита может иметь также характер псевдоцелей, псевдозадач. Ярко это проявляется в тех случаях, когда человеку необходимо достаточно срочно выполнить какую-то работу, но он сам себе внушает мысль о необходимости срочно "поиграть в компьютерную игру, чтобы развеяться и набраться сил", "довязать шапочку, иначе можно простыть" и т.п. Ну и психологическая защита может иметь характер псевдодействия, псевдодеятельности. То есть человек решает жизненную проблему, но решает совсем не тем способом, который мог бы помочь.
Хотя фактически, безусловно, психологическая защита является самообманом, но тем не менее нельзя не признать, что во многих случаях она действительно идет человеку на пользу. Человек с развитой психологической защитой может легче перенести увольнение или тяжелую утрату, и это почти не скажется на его здоровье. В некоторых случаях именно привычка к психологической защите может побудить действовать в правильном направлении (например удариться в бегство - реальное или виртуальное, о чем чуть ниже). Способность просто вытеснить из памяти неприятные переживания поможет сконцентрироваться на работе. Можно привести множество других примеров.
Однако человек не может не жить совсем вне сложных динамических отношений с окружающим миром и - в первую очередь - с другими людьми. Для того, чтобы добиваться успехов в разных областях (как профессиональных, так и личных), необходимо обладать некоторым уровнем функциональной готовности. А эта готовность невозможна без ясного разума. А склонность к психологической защите угнетает именно разум. Психологическую защиту можно рассматривать как лекарство - но как опасное лекарство, с кучей побочных эффектов.
Простейшее и часто встречающееся защитное поведение - бегство. Бегство, уход из ситуации может быть не реальным, а внутренним, осуществляемым только в самосознании. Когда мы заранее уверены в том, что в результате какого-либо дела получим неприятные переживания, мы отказываемся от этого дела. Если социальные контакты приводят в большинстве случаев к неприятностям, то постепенно формируется тенденция уходить в себя (интроверсия), становящаяся чертой личности, т. е. бегство от социальных контактов. Различные уходы в конечном счете приводят к ограничению "Я", что способствует, дисгармонии развития личности. Человек, склонный к бегству, может просто встать и уйти, не выслушав порцию адресованной ему неприятной информации. Корнями бегство уходит в наши инстинкты, говорящие о том, что во многих ситуациях единственный возможный выход - убежать, убежать далеко и надолго.
В некоторых случаях человек полностью уходит в определенную деятельность или занятие, которое становится основным в ущерб другим. Такого рода уход в деятельность называется компенсацией, а в тех случаях когда этот уход делает просто невозможным другие занятия, то сверхкомпенсацией. Тогда все умственные и духовные силы человека выражаются только в одной деятельности, приобретающей почти навязчивый, принудительный характер. Иногда такая компенсация является заменой, например, неразделенных чувств, неуверенности в себе и в конечном счете ведет к тому, что человек может обнаружить даже выдающиеся результаты в избранной деятельности. Но поскольку другие стороны его личности не получают развития, то, несмотря на общественную ценность его результатов, этот человек страдает. Сверхкомпенсация же всегда приводит к дисгармоническому развитию.
Уход в каких-то случаях приобретает вид прямого отрицания обстоятельств, нам неприятных. К примеру, мальчик, потерпевший поражение в соревновании, очень быстро перестраивается, начинает вообще отрицать факт поражения и даже рассказывать о своей победе. Такого рода отрицание вызвано стремлением самосознания защититься от невыносимого страдания, приносимого истиной.
Стремление уйти из ситуации часто выражается в направленном забывании, которое принято называть вытеснением. Нормально работающее самосознание всегда способствует забыванию особо неприятных событий. Поэтому мы часто склонны помнить только хорошее. Однако не у всех это так. Особо чувствительные личности, наоборот, помнят только плохое. Это может приводить их к длительному гнетущему настроению, они долго не могут забыть свои мучительные потери и переживания. В этих случаях механизмы психологической защиты срабатывают недостаточно. Каковы силы и условия вытеснения? Изучение патогенных ситуаций позволило дать на это ответ. При любых подобных переживаниях дело состоит в том, что возникает какое-либо желание, находящееся в резком противоречии с другими желаниями, которое несовместимо с этическими и эстетическими взглядами личности. Возникает непродолжительный конфликт, окончанием же этой внутренней борьбы является то, что представление, которое возникло в сознании как носитель этого несовместимого желания, подвергается вытеснению и вместе с относящимися к нему воспоминаниями устраняется из сознания и забывается. Несовместимость соответствующего представления с "Я" становится мотивом вытеснения; при этом именно этические и другие требования человека являются вытесняющими силами. Принятие же несовместимого желания или, что то же, продолжение конфликта вызывало бы значительное неудовольствие; это неудовольствие и устраняется вытеснением, которое является, таким образом, одним из защитных приспособлений личности. Люди с ярко выраженными демонстративными (истероидными) чертами в характере обычно обладают хорошей, иногда удивительной, способностью к вытеснению.
Другой вид психологической защиты - конформизм (социальная мимикрия) - проявляется тоже довольно интересно. В своих действиях - особенно стрессовых - человек играет в игру "делать как все". То есть он не хочет ничем отличаться от своих товарищей, от окружения вообще, по крайней мере - от типичного ядра этого окружения. Это стремление или способ действовать "быть как все" удовлетворяет потребность в безопасности. Он выступает своего рода гарантом от неудач: "Все так делают - а все не могут ошибаться". Почему мы это назвали игрой? Потому что далеко не во всех случаях человек действительно "действует как все", этот "факт" существует лишь в его голове.
Если другие виды психологической защиты, например вытеснение, не имеют значительного (по крайней мере очевидного) влияния на образ жизни человека, то социальная мимикрия зачастую заставляет человека менять именно свой образ жизни. Конформизм проявляется в стремлении быть похожим в малейших деталях на людей, от которых испытываешь психологическую зависимость. Украв в первый раз, человек испытывает неприятные переживания, связанные и с перестройкой системы ценностей, и с опасениями за свое будущее. Конформизм и другие варианты психологической защиты побуждают новоиспеченного вора думать, что "все так делают, все воруют... а кто не ворует, тот сопляк, неудачник... а я всего лишь как все". Скоро находится выход - "надо быть как все". Человек тем самым очень быстро погружается в преступную атмосферу.
В психологических экспериментах и просто наблюдениях за реальной жизнью было установлено, что некоторые люди, попавшие в критические ситуации, вызванные той или иной агрессией, стараются походить на своих обидчиков. Этот механизм часто называют идентификацией (или идентификацией с агрессором). Его механизм в некотором смысле похож на социальную мимикрию. Только в данном случае человек делает не "как все", а "как доминантные все". При идентификации с агрессором имеет место и надежда на то, что он перестанет тебя считать врагом и начнет считать другом. Если коснуться чисто внутренних переживаний человека, то их можно сформулировать примерно так: "Я тоже могу быть таким, только пока не хочу".
При идентификации и конформизме мы приписываем себе свойства другого (обычно сильного) человека и целых социальных групп. Существует обратный механизм психологической защиты - проекция. Здесь проецирующий человек уподобляет себе других людей. Этот вид психологической защиты тесно связан с социальной мимикрией, потому что она (мимикрия) не всегда бывает истинной, как уже отмечалось. Конформизм бывает не только к реальным свойствам окружающих людей, но и к вымышленным. Поэтому когда человек вдруг осознал себя как ленивого, лживого и бездарного работника и ему невыносимо осознавать себя в таком качестве, то он решает, что другие тоже лживы и ленивы, и перестает страдать. И чего в этом процессе больше - мимикрии или проекции - не всегда понятно.
Проекцию и конформизм роднит еще и то обстоятельство, что проекция тоже носит тотальный характер. Человек как бы всегда готов к тому, чтобы применить этот механизм. При первом удобном случае он начинает обвинять других в лености, лживости, некомпетентности, подлости и других грехах.
Другой защитный механизм - рационализация. Из всех видов психологической защиты рационализация больше всего похожа на самообман. Потому что она вся заключается в выработке новых псевдознаний, псевдосуждений, псевдоумозаключений и даже псевдопонятий. С каждым актом рационализации в картине мира ее обладателя образуется дыра, как от взрыва снаряда. Типичный пример: ученик получает двойку, и у него сразу же начинает работать мысль; оказывается, что это на самом деле учитель был пристрастен (я не сдал деньги на ремонт), попался плохой вопрос (потому что я неудачник), не мой сегодня день (потому что я Козерог или надел несчастливый костюм) и т. д. Окружающим представляется целая вереница доказательств. И молчаливое согласие слушателей трактуется в свою сторону.
Бывает так, что человек с сильным и мучительным чувством своей неполноценности постоянно гордится и старается доказать, что он уважает самого себя. Застенчивый же человек старается выглядеть нахальным, трусливый - смелым, беспощадный - добрым и т.д. Это стремление завуалировать какой-то свой недостаток или вину через противоположные, контрастные проявления характера или поведения принято называть формированием реакций по контрасту. Формирование реакций по контрасту происходит, когда не срабатывают указанные механизмы защиты и если реальная причина неприемлема для самого человека, вступает в противоречие с системой его ценностей.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я