Характер

Характер - Система отношений человека к бытию, характерные особенности отношения к тем или иным аспектам бытия. Чаще всего используется как особенности отношений с окружающими людьми. Хотя проявляться характер может, например, и в отношении к себе, работе, родине, животным, книгам, общественным процессам. Характер - это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся в процессе жизни эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и стереотипы когнитивных и поведенческих схем реагирования на эти ситуации.

Характер во многом является проявлением жизненной стратегии человека, то есть сознательного распределения целей и задач жизнедеятельности, приоритетов и ценностей.

Со стороны своего жизненного содержания каждая черта характера представляет собой определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям своего развития. Но далеко не всякое отношение становится чертой характера. Ею является или становится лишь существенное отношение к обстоятельствам жизни и к собственным действиям. Принципиальность, жизнерадостность, честность, требовательность, строгость, настойчивость и многие другие черты характера представляют укоренившиеся в личности отношения к окружающей действительности, обществу, труду, к другим людям и к самому себе.

Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, которыми определяется весь образ его действий. Для определения характера каждого человека надо знать проявления его типичных отношений к тем или иным сферам жизни. Иной человек в обыденных ситуациях представляется как обладающий сильным характером, но тот же человек обнаруживает свою полную бесхребетность, когда дело коснется принципиального плана. Весь вопрос в том, в какой мере то, что существенно для данного человека, является также и объективно существенным, в какой мере значимым для индивида является общественно значимое. Этим определяется значительность характера.

Характер человека - и предпосылка и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях. Обуславливая поведение, он в поведении же и формируется. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость, это в потенции - будущая черта характера. Путь к формированию характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Очевидно, что характер человека - это в известной мере не всегда осознанное мировоззрение, ставшее натурой человека.

Формирование различных качеств личности становится возможным лишь при условии овладения ребенком тем поведением, в котором выражаются эти личностные свойства. Ребенок под руководством взрослого должен овладеть внешним способом организации своего поведения, которое требует вначале постоянного контроля со стороны других людей, коллектива. Затем контроль переходит к самому ребенку и осуществляется внутренними средствами. И наконец, требуемое поведение становится привычным и-может постепенно перейти в черты характера.

Узловой вопрос - это вопрос о том, как мотивы (побуждения), характеризующие не столько личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни,- это и есть тот <строительный материал>, из которого складывается характер. Для того чтобы мотив стал личностным свойством, он должен генерализоваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой. Свойство характера - это, в конечном счете, и есть тенденция, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях. Каждое свойство характера всегда есть тенденция к совершению в определенных условиях определенных поступков. Истоки характера человека, и ключ к его формированию - в побуждениях и мотивах его деятельности. Исходное здесь - это отбор и <прививка> надлежащих мотивов путем их генерализации и стереотипизации.

 


Брутальность
Черта характера, проявляющаяся в жестокости, бесчеловечности, зверском отношении к другим людям.
Воспитание характера
Последовательное формирование и воспитание характера не может идти вопреки интересам личности, тормозить ее развитие.
Гуманизм
Проявление характера человека, заключающееся в доброте, отзывчивости, сострадании, милосердии по отношении к другим людям и животным.
Значение структуры характера в формировании садизма
Фромм пишет о значении структуры характера в формировании садизма. У человека, который еще в меньшей степени чем шимпанзе, детерминирован инстинктами, развились компенсаторные способности, выполняющие функцию инстинктов.
Интересы
Интерес - особенность характера человека, отношение к какому-то объекту, сфере жизнедеятельности как к интересной, то есть как к источнику полезной, вызывающей положительные эмоции информации, знаний.
Мотивированное поведение как характеристика личности
Со временем ведущие мотивы поведения человека становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности.
Основные проблемы исследования характера
Основная проблема изучения характера - концептуальная.
Отношение к изменениям
Положительное или отрицательное отношение к изменениям "вообще", проявляющееся соответственно в оптимизме или пессимизме.
Отношение к труду
Социально обусловленное, относительно устойчивое состояние познавательной (когнитивной), эмоциональной (аффективной) и поведенческой (действенной) готовности личности реагировать на всю совокупность элементов процесса труда.
Отношение к эксплуатации
Черта характера, отражающая отношение человека к эксплуатации человека человеком.
Понятие о характере
Понятие "характер" обычно используется для определения наиболее ярких личностных качеств одного конкретного человека.
Раскрепощенность
Низкий уровень самокритики человеком своего поведения (особенно внешней его стороны), богатство арсенала выразительных свойств, общая физическая мобильность.
Самоидентификация
Уподобление себя какому-то конкретному человеку или образу человека.
Связь характера и темперамента
Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом.
Смелость
Черта характера, склонность в рискованных ситуациях действовать активно, а не пассивно, не избегать проблем, а преодолевать их.
Соотношение понятий "характер" и "темперамент"
Характер (система отношений человека к миру) и темперамент (устойчивое сочетание динамических характеристик поведения).
Трудолюбие
Черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.
Уверенность
Характеристика поведения человека, отражающая то, насколько он принимает собственные решения как должное; уверенный человек, поставив перед собой некоторую цель или задачу, потом редко пересматривает свое решение, всеми силами стремится к достижению цели или решению задачи.
Формирование характера
Формирование черт характера в разные возрастные периоды.
Целеустремленность
Степень активности человека в достижении цели (целей). Целеустремленность может проявляться как и в отношении конкретной цели, так и в отношении целей вообще ("целеустремленный по жизни").
Ядро характера
Основные, системообразующие личность человека особенности характера, зарождающиеся в детском и подростковом возрасте и определяющие индивидуальные особенности человека на весь последующий период.

См. также

Характер и темперамент Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru