Исследовательский инстинкт

Исследовательский инстинкт - Врожденная схема поведения человека и животных, отвечающая за исследование окружающего пространства и объектов в нем.

Биологический смысл исследовательского инстинкта очевиден: индивид с развитой картиной мира более живуч. Это объясняется и тем, что развитая картина мира помогает более эффективно искать пищу, избегать хищников и вообще решать разного рода жизненные проблемы. Повышенная живучесть умных индивидов приводит к увеличению у него потомства, что является эволюционным преимуществом.

Рассмотрим примеры. Допустим, животное любит побегать по округе и изучать окружающее пространство. Что это ему даст? Оно может найти дополнительные источники пищи или обнаружить следы потенциально опасных животных (и будет знать об опасности). Могут быть найдены, скажем, пути к отступлению - на всякий случай. Знакомство с новой территорией это также знакомство с новыми объектами. Наблюдение за этими новыми объектами тоже бывает разным. Можно пройти мимо, а можно некоторое время изучать «поведение» этого объекта.

Спусковым механизмом для данного инстинкта является наличие ситуации, которую животное или человек воспринимают как новую для себя. Как правило, потребность в расширении картины мира следует непосредственно из противоречий в этой картине мира: «я и не знал, что бывают такие деревья (животные, люди)», «оказывается, за лесом не другой лес, а озеро», «дельфин это не рыба, кто бы мог подумать!» и т.п.

Не во всякой ситуации исследовательский инстинкт запускается. Как правило, если животное или человек голоден или наоборот пресыщен, устал, возбужден, находится в состоянии стресса, тогда исследовательский инстинкт запускается реже. Совсем сложно его представить у человека, который находится в состоянии аффекта. Исследовательский инстинкт важен, но новые знания редко окупаются сразу. Многие знания вообще не окупаются и вообще бесполезны. Поэтому он запускается чаще в тех случаях, когда индивиду нечем заняться.

«Нечем» здесь - довольно условно. Индивид находится в весьма бодром состоянии, проблем особенных нет - и вот тогда наступает скука. Именно эта эмоция является характерной, «родной» для исследовательского инстинкта. Этот инстинкт запускает негативное состояние, которое мы называем скукой, которое и побуждает нас заняться исследовательской деятельностью, узнать что-то новое. «Узнать» здесь это тоже довольно условное слово. С точки зрения работы инстинктов «узнать» и «просто позаниматься какой-нибудь интеллектуальной деятельностью» это, надо думать, одно и то же. Именно поэтому человек в состоянии скуки не обязательно пойдет узнавать что-либо новое - он может просто направиться на какую-нибудь веселую вечеринку.

Другая «родная» эмоция исследовательского инстинкта - интерес. Когда человек или животное видит что-нибудь новое, испытывает противоречия в картине мира, он может испытывать интерес - это опять включается исследовательский инстинкт, но уже с положительной мотивацией.

Как мы уже отметили, исследовательский инстинкт запускается тогда, когда в картине мира образуются необъяснимые противоречия, странные пробелы. Именно в такие моменты и пробуждается эмоция интерес. Из этого следует важный дидактический принцип (который, увы, нарушается сплошь и рядом) - надо последовательно развивать картину мира.

В принципе школьное обучение можно было бы построить иначе, нежели сейчас. Пусть, например, первоклассники учат уравнения ядерных реакций и историю военного коммунизма. В одиннадцатом же классе они будут проходить программу первого: как правильно писать и считать. Никто не станет отрицать, что за эти одиннадцать лет дети чему-нибудь да научатся. Однако эффективность такого обучения будет смехотворна мала. Именно последовательное расширение картины мира вызывает живой и, как говорится, неподдельный интерес.

В вузах, кстати, иная система организации обучения. Многие студенты начинают знакомиться с дисциплиной лишь за несколько дней до экзамена. Результат понятен - нет ни интереса к предмету, нет каких-либо прочных знаний.

 


См. также

Инстинкт Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru