Здесь, очевидно, требуется некоторое пояснение. Знание о том, что Зевс заключил Тантала в подземное царство, не является элементом картины мира. Почему? Потому что нет в реальном мире таких объектов, как Зевс, Тантал и подземное царство. Соответственно нельзя получить пользу, связанную с этими объектами. Однако эти объекты являются частью мифа, и сам этот миф является частью мира, реальным объектом, и знания, связанные с этим объектом, могут принести ту или иную пользу. Например, этот миф можно поведать ученикам на уроке истории.
Другой пример. Предположим, имеется два ученика. Оба они выучили, что Нью-Дели это столица Индии. Первый ученик это выучил исключительно из сиюминутного интереса - чтобы потом ответить на вопрос учительницы, а впоследствии забыть насовсем это знание (которое можно было бы написать в кавычках). Второй ученик выучил этот факт не только из сиюминутного прагматического интереса, но и для того, чтобы лучше ориентироваться в стране, куда - если повезет - он попадет с туристическими целями. Очевидно, что в первом случае знание нельзя рассматривать как элемент картины мира в силу двух обстоятельств: оно сиюминутно, оно никак не связано с другими элементами картины мира.
В психологии под картиной мира понимают обычно единичные, частные случаи - у каждого человека своя картина мира, во многом субъективная, во многом ошибочная (и эти ошибки носят индивидуальный характер). Однако в философии выделяют картину мира по уровням:
- всеобщая картина мира (принадлежащая всему человечеству в определенный период истории),
- частная научная картина мира (по какой-то отдельной отрасли знания - физическая картина мира, биологическая, химическая и т.д.),
- единичная.
Основная полезная функция картины мира - моделирование поведения объектов в этом мире. Поскольку мир один, постольку и картина мира у него одна. У разных людей встречаются разные картины мира, многие такие картины грешат значительными противоречиями, они даже могут казаться раздробленными, будто у человека не одна, а несколько картин мира (некоторые люди, например, сочетают научную и религиозную картину мира). Тем не менее у любого здорового человека картина мира одна, в этом ее суть.
При всей внешней эффективности картина мира у людей внутренне устроена очень «коряво» (если не сказать «уродливо»), с множеством костылей. Это запутанное устройство картины мира объясняется значительными физическими ограничениями нашего мозга. Мы не запоминаем информацию таким образом:
Это было бы весьма удобно - хранить в голове базу данных, подобную компьютерной. Но, во-первых, такие знания требуют много времени для освоения, во-вторых, возможности нашего мозга на это не рассчитаны, в-третьих, реальная польза от большинства таких знаний ничтожна. Вместо этого мы храним наши знания примерно так:
Разумеется, некоторые эти знания ассоциированы с теми или иными зрительными образами. Например, слово «Австрия» может вызвать характерный образ этого государства на карте.
Наша память и - соответственно - картина мира устроены так, что мы с легкостью можем узнать знакомые образы: например, образ дома, в котором живём или вид Кремля, но сколько окон в доме или - хотя бы - сколько башен Кремля выходит на Красную площадь - на этот вопрос могут ответить далеко не все люди. Это связано с тем, что информация хранится в нашей памяти в нестрогой форме и схематично.