Сознание - Главный интегративный психический процесс человека, объединяющий внимание и память, разного рода смыслы и опыт человека, восприятие, эмоции и другие психические процессы.
Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.
Нарушение деятельности сознания, характеризующийся полной дезориентировкой в окружающем мире, утратой осознания самого себя и нарушения запоминания новой информации.
Понятие, введенное К.Г. Юнгом, обозначает состояние души, которая находится между сознательным и бессознательным. При этом личностно важное содержание, которое предстает перед таким сознанием, не оформлено, комплексно.
Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов.
Возникновение и становление сознания связано со становлением на Земле новой формы бытия - бытия человеческого. Это - новая форма жизни, субъект которой способен, выходя за пределы своего собственного одиночного существования:
Наряду с типологическими особенностями существуют личностные, сугубо индивидуальные особенности направленности внимания, обусловленные интересами, культурным уровнем, профессией, жизненным опытом человека.
Знание, возникающее без сознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат "непосредственного усмотрения". И. трактуется и как специфическая способность (например, художественная или научная И.), и как "целостное схватывание" условий проблемной ситуации (чувственная И., интеллектуальная И.), и как механизм творческой деятельности (творческая И.).
Картина мира это совокупность всех знаний человека об окружающей действительности, обладающих хотя бы незначительной пользой, причем эта польза непосредственно связана с объектом познания.
Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении.
Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается тем, что сознание ребенка формируется в связи с развитием его мозга, а когда мозг дряхлеет, угасают и функции сознания.
Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности -знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.
Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления.
В широком смысле слова под сознанием имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном.
Если посредством эмоций осуществляется быстрая и непосредственная оценка конкретной ситуации (интересна,-опасна, нейтральна и т. д.), то чувства-это эмоциональные процессы более высокого уровня, они выражают целостное отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает в нем, в форме непосредственного переживания.