Здесь, по аналогии, можно вспомнить известную триаду выбора профессии Е. А. Климова "Хочу - Могу - Надо". Идеальный выбор профессии - такой, при котором человек и хочет заниматься данным видом профессиональной деятельности (у него выражены интересы и склонности), и может им заниматься (развиты способности, нет противопоказаний), и - что тоже важно - эта профессия должна быть востребована, то есть нужна окружающим людям. Так и творческий человек:
- у него выражены интересы и склонности к творческой деятельности,
- он способен заниматься данным видом творческой деятельности (или вообще творчеством),
- его творчество будет не полным повторением опыта предшественников, а оригинальным и - хотя бы в некоторой степени - востребованным.
Соответственно можно выделить три основные причины, по которым человек не может быть творческой личностью:
- творчество не представляет интереса, человек не испытывает удовлетворения от самого процесса творчества,
- низкие способности, особенно в отношении психических процессов мышления и воображения (если речь идет о конкретном виде творческой деятельности, то может встать вопрос и о владении техникой творческой деятельности),
- отсутствие стремления творить новое, низкая мотивация достижения.
Важный вопрос: насколько можно развивать себя или другого человека как творческую личность? Очевидно, что по крайней мере отчасти это является возможным. Вот, например, взять воображение. Оно всегда присутствует в любом творчестве. Без развитого воображения не может быть продуктивной творческой деятельности. Развитием воображения можно управлять.
Г. Альтшуллер и И. Верткин провели ряд интересных исследований. Было изучено около тысячи биографий, выделены общие моменты в жизнедеятельности творческих личностей. Оказалось, что жизнь большинства исследованных творческих личностей можно представить цепочкой ходов, шагов. Творческая личность стремится к творческой цели и старается не обращать внимания, избегать внешних обстоятельств.
Для творческой личности важно как можно раньше выйти на свою "творческую стезю". Лучше, если это произойдет еще в детстве. Можно нащупать свой путь и в значительно более позднем возрасте, но с возрастом это будет сделать все сложнее. Было даже введено такое понятие, как "встреча с чудом", то есть с чем-то таким, что перевернуло весь внутренний мир молодого человека. Это может быть и какая-то вещь, и какой-то интересный человек.
Еще в раннем детстве Шлиман увидел книгу "Падение Трои". На обложке был рисунок - крепость, огонь, воин с мечами... Все это было настолько здорово нарисовано, что ребенок пошел к отцу и стал ему объяснять, какие он прочитал интересные вещи. Отец ответил ему, что это лишь сказка, легенда, выдумка художника. Шлиман-младший не спорил с папой, но в душе затаил уверенность в том, что этого не может быть - откуда же художник знал? В этот же день Шлиман принял решение посвятить свою жизнь раскопкам Трои, открыть для человечества пласт новой культуры. И он, как известно, осуществил это, но значительно позже.
В творческих образах - можно сказать, что образах будущего - отражаются желания и воля их создателя. Творческие люди поэтому - всегда романтики, хотя бы чуть-чуть. Сложно, почти невозможно быть творческой личностью, имея лишь ограниченный набор потребностей и круг интересов, ограничивающийся домом, местом учебы или работы и увеселительными заведениями. При этом романтический настрой - не только способствует формированию мотивации на творчество, он еще будоражит воображение, способствует его развитию.
В плане воспитания будущих творческих личностей важным является постепенно сталкивать ребенка с понятиями "новое", "необычное", "невероятное". Для ребенка все в этой жизни внове. Поэтому важно, чтобы ребенок понял, что есть вещи, которые внове, необычны не только ему, но и всему человечеству. Ребенка следует заинтересовать необычностью того или иного объекта, явления.
Развитие способностей и трудолюбие - тоже является верным на пути к творческому успеху. Для развития способностей обычно важно освоить ту или иную специализированную технику. Леонардо да Винчи было бы сложно нарисовать свою "Мону Лизу", если бы он умел рисовать только фломастерами, и то плохо. В современной науке, чтобы сделать какое-то более-менее значимое открытие, надо посвятить годы, если не десятилетия изучению науки, опыта предшественников.
Многие творческие люди для развития своих способностей прибегают к строгой самодисциплине. Известен пример Иммануила Канта, который сорок с лишним лет прожил по одному заведенному распорядку.