Запоминание

Запоминание - Совокупность интеллектуальных действий, направленных на закрепление в памяти изучаемого материала.

Запоминание - весьма сложный и где-то даже непредсказуемый процесс. Сама по себе направленность на запоминание не дает должного эффекта. Ее отсутствие может быть компенсировано высокими формами интеллектуальной активности, хотя бы сама по себе эта деятельность и не была направлена на запоминание. Только сочетание направленности на запоминание и высоких форм интеллектуальной активности действительно создает прочную основу максимально успешного заучивания, делает запоминание продуктивным.

Максимально эффективное запоминание происходит тогда, когда человек не только ставит себе цель запомнить материал, но и располагает действенными средствами для этого. А это значит, что даже произвольное запоминание должно быть включено в такую деятельность, которая в силу самого характера ее выполнения (интеллектуальной активности, которой она требует) вела бы к успешному запоминанию.

Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно, но в обычных условиях выполнения мнемической задачи.

 


Запоминание механическое
Чем более механическим является запоминание, тем более буквально воспроизведение. Малодоступный материал вызывает сильную тенденцию запомнить буквально. Дети чаще, чем взрослые, не могут осмыслить то, что заучивают, и поэтому тенденция к буквальному воспроизведению наблюдается у них чаще, чем в зрелом возрасте.
Мнемотехника
Система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания.
Роль ассоциативных, смысловых и структурных связей в запоминании
Качество и эффективность запоминания напрямую зависит от тесноты связей запоминаемых объектов, идет ли речь об ассоциативных, смысловых или же структурных связях.
Способы заучивания
К способам заучивания относятся смысловая группировка материала, выделение смысловых опорных пунктов, смысловое соотнесение или сопоставление того, что запоминается, с чем-либо уже известным.
Факторы запоминания
Память - целостный психический процесс, но в нем можно выделить целый ряд подпроцессов.

См. также

Память Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru