Внимание обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.
Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют функции внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, соответствующих потребностям воздействий и игнорировании других - несущественных, побочных воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.
- объем,
- сосредоточенность (концентрация),
- распределение,
- устойчивость,
- колебание,
- переключаемость.
Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.
Отвлекаемость выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодические ослабления внимания к конкретному объекту ил деятельности.
Инструкция: "На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Вы должны начать с первой линии, потом перейти ко второй и т.д. Следить за линиями только глазами, помогать пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок."
При анализе учитывается:
- что преобладает: установка на скорость или точность работы,
- трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желании помочь себе каким-нибудь путем или выполняет задание без труда,
- при опросе необходимо установить: что в данном задании было трудным, боялся ли сделать ошибки, как он относится к своим ошибках.
При определении количественных показателей учитывается время, затраченное испытуемым на нахождение линий. Можно фиксировать время , за которое исследуемый находит окончания пяти линий по порядку /с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д./ это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания.
Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости /истощаемости/ концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к его концу.
Время, затрачиваемое на выполнение задания:
3мин. 30 сек. - отличный результат,
6-7 мин. - средний результат,
от 13 мин. и выше - плохой результат.
В норме количество ошибок колеблется от 0 до 7.
Ниже приводятся результаты в процентилях при выполнении теста Рея
Процентили Возраст
5 6 7 8 9 10 11 12 Взрослые, студенты
10 32 24 14 12 10 8 6 8 6
25 24 16 12 10 8 8 6 6 6
50 16 12 10 8 8 6 6 6 4
75 14 10 8 6 6 6 4 4 4
90 10 8 6 6 6 4 4 4 4
Количество ошибок в 16 кривых
10 13 9 8 5 3 3 2 2 2
25 10 7 4 3 2 2 1 1 0
50 5 5 2 2 1 1 1 1 0
75 4 2 1 0 0 0 0 0 0
90 1 0 0 0 0 0 0 0 0
1 серия. . Испытуемый находит, показывает и называет черные числа в возрастающем порядке (от 1 до 25).
2 серия. Испытуемый находит, называет и показыват красные числа в убывающем порядке (от 24 до 1).
3 серия. Испытуемый находит, называет и показыват черные числа в возрастающем, а красные числа в убывающем порядкае. Например, 1 - черная, 24 - красная, 2 - черная, 23 - красная и т.д.
Экспериментатор фиксирует время работы в каждой серии и следит за правильностью ответов. если замечает ошибку, он называет правильный ответ испытуемому, но не показывает его на таблице, и работа продолжается без остановки. ошибкой считается неправильно показанное число и цвет. Ошибки исправляются по ходу работы. Исправления, исправленные самим испытуемым, в процессе работы, как ошибки не рассматриваются.
Инструкция для 1-й серии: "Перед вами таблица, на которой в случайном порядке расположены черные и красные числа. Вы должны находить называть, и показывать черные числа в возрастающем порядке. Работать нужно как можно быстрее и стараться без ошибок".
Инструкция для 2-й серии: "А теперь вы должны находить, показывать и называть красные числа, но в убывающем порядке".
Инструкция для 3-й серии: "Сейчас вы должны будете выполнять оба задания сразу, т.е. находить, показывать и называть черные числа в возрастающем, а красные - в убывающем порядке попеременно.Например, 1 - черная, 24 - красная, 2 - черная, 23 - красная и так до конца - 1 - красная, 25 - черная. Если вы ошибетесь, я вас поправлю, и вы должны, не останавливаясь, продолжать работу".
Фиксация результатов
Для слежения за правильностью ответов испытуемого экспериментатором заранее заготавливается "КОНТРОЛЬНАЯ ТАБЛИЦА", в которой число, названное испытуемым, вычеркивается, а ошибки обводятся. Время работы и количество ошибок полсчитывается по кажждой серии и заносится в таблицу результатов.
Обработка результатов
Объем внимания определяется по формуле:
О = (t' + t'') : 2
где О - объем внимания,
t' - время в первой серии,
t'' - время во второй серии.
Показатель распределения внимания равен времени работы в третьей серии:
Р = t'''
Пререключение внимания вычисляется по формуле:
П = t''' - ( t' + t '') : 2
ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА ПЕРВИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В БАЛЛЫ
оценки в баллах 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
низкий ниже ср. средний выше ср. высокий
объем внимания 61 и > 51-60 38-50 30-37 229 и <
распределение внимания 3221 и > 261-320 171-260 131-170 130 и <
переключение внимания 201 и > 161-200 91-160 51-90 50 и <
Ошибки учитываются как дополнительный показатель. Если испытуемый допускает более четырех ошибок, то его бщая оценка снижается на 1 балл.
Инструкция: "Нужно показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее и без ошибок".
Анализ результатов проводится по счету цифр (30-40 с) внутри одной таблицы /задержки, ошибки, темп/ и по времени, потраченном на каждую таблицу. В норме на все таблицы обычно затрачивается одинаковое время. Неравномерность психической деятельности видна, когда испытуемый неожиданно останавливается и не может найти следующую цифру (чаще при сосудистой психоорганике).
При выполнении задания можно проследить:
- характер выполнения (азартность, формализм, педантичность);
- эмоциональная сфера (апатичность, холодность, неадекватность, самодовольство, вспыльчивость, плаксивость, потеря чувства дистанции);
- речь (усиление или ослабление громкости речи, демонстративный шепот, молчание, оханье, стоны).
Таблица перевода оценок времени в 20-ти бальную шкалу (норма 15-17):
Время Т Время Т
Меньше 113 20 213-223 9
113-123 19 223-233 8
13-133 18 233-243 7
133-143 17 243-453 6
143-153 16 253-263 5
153-163 15 263-273 4
163-173 14 273-283 3
173-183 13 283-293 2
183-193 12 293-303 1
203-213 10
Инструкция: "Вы должны просматривать эти кольца строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все кольца с разрывом на 12 часов. Вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки. иногда я сам буду ставить на Вашем бланке черточки - это будет отметка времени, на это Вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать кольца как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно, ни одного кольца не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть".
Обработка результатов. При выполнении 5-минутной пробы оценка выставляется в условных баллах по номограмме, на которой учитывается количество просмотренных колец и количество ошибок. Берется средний результат из двух проб. Особое внимание обращается на изменение продуктивности от минуты к минуте и на то, как изменяется количество ошибок.
Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.
Е = S * A
Где Е - показатель продуктивности, S - число всех просмотренных знаков, А - показатель точности. Он характеризует н только чистую производительность - правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.
3. Успешность работы оценивается как
А = В + С
Где В - количество посмотренных знаков, С - показатель точности, который рассчитывается по формуле
С = (n*100):m
Где n - общее количество колец,
m - количество вычеркнутых колец.
Инструкция: "Я продиктую слова. Послушайте и постарайтесь запомнить. Когда я закончу, вам будет нужно повторить продиктованные слова в любом порядке, как они вам запомнятся."
Инструкция при втором предъявлении слов: "Сейчас я вам снова продиктую те же слова. Еще раз послушайте и постарайтесь запомнить. Вам будет нужно повторить и названные в прошлый раз слова и те слова, которые вы в прошлый раз не назвали, в любом порядке."
Пример рассказа:
- Корабль вошел в бухту (1), несмотря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5,6). 10 человек пошли в музей (7,8). 8 матросов решили просто погулять по городу (9,10). К вечеру все собрались вместе, зашли в городской парк, плотно поужинали (11,12,13). В 23 часа все вернулись на корабль (14,15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16).
Оценка в условных баллах проводится по таблице по результатам воспроизведения двух текстов. Порядок изложения фрагментов не учитывается.
Инструкция: "Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение 3х минут запишите основное содержание, что запомнили. Предложения можно сокращать, не теряя их смысл. Перестпрашивать во время работы нельзя. Сейчас, при объяснении, можете спрсить, что не понятно. (Ответить на вопросы.) Приготовились! Слушайте!"
Время на воспроизведение текста - 4 минуты
Инструкция: "Сейчас вам будет в течение 30 секунд паоказан плакат с рисунками. Постарайтесть запомнить, какие это фигуры и как они взаимно расположены. Затем будет подана команда "Рисуйте!", и вы на своих бланках нарисуете, что запомнили. На зарисовку дается 45 секунд."
Сущность теста в предъявлении на слух 5-ти цифр, из которых нужно складывать каждое предшествующее с последующим, записывая полученные суммы (получится 4 суммы). Например, предъявляется 32716; действия обследуемого:
3+2=5,
2+7=9,
7+1=8,
1+6=7,
записываются суммы: 5987. Сумма двух чисел не должна превышать 9.
В контрольном задании обследуемым зачитываются 10 рядов по 5 цифр (3 сек на зачитывание 5 цифр и 7 секунд на запись). Запись ответов ведется столбиком. Более объективные и стабильные данные получаются при зачитывании 50 рядов по 5 цифр. В этом случае запись ведется столбиками по 10 рядов. После каждых 10 рядов объясняется: "Следующий столбик!"
Оценка выаводится в условных баллах
Инструкция: "Вам будут зачитываться ряды из 5 однозначных цифр. Ваша задача запомнить эти числа в том порядке, в котором я буду их читать. Потом в уме сложить первое число со вторым и записать сумму; второе число с третьим и записать сумму; третье число с четвертым и записать сумму; четвертое число с пятым и записать сумму. Всего четыре суммы, записать их столбиком. Если не сумеете подсчитать все суммы, запишите сколько успеете. Например, читаю: 2,5,3,1,4 (записать их на доске), складываю первое число со вторым, получается 7 (записать), второе число с третьим, получается 8 (записать), третье с четвертым, получается 4 (записать), четвертое с пятым, получается 5 (запись)."
Затем предъявляется следующий рях чисел.
Вариант задания (ряд чисел):
31527, 44352, 13152, 63152, 42613, 71521, 35126, 71726, 34325, 25341.
Ответы:
4679, 8787, 4467, 9467, 6874, 8673, 8638, 8898, 7757, 7875.
Вторая задача, решаемая с помощью этой методики, заключается в том, что после выполнения теста на оперативную память на фоне целевой установки, требующей производить вычислительные опреации и запоминать только результаты вычислений, после того как плакат убран, предлагается записать преаввый ряд чисел, обозначенных на втором плакате (что осталось в памяти). Оценка выводится по таблице.
Инструкция: "Вам будет в течение минуты предъявлен плакат, на котором 7 рядов по два числа в каждом (показать нарисованный образей). Кроме того, ав каждой строке одно свободное место для ответа. Нужно суммироать в каждой строке имеющиеся там числа, запомнить, на какую величину (больше или меньше) эта сумма отличается от 10. Сохраняя п памяти каждую величину, попытайтесь найти ответы для всех семи строк и, когда будет убран плакат, запишите этии ответы на ваших бланках. Записывать нужно только ответы на соответствующих листах. (Показатьт на образцах плаката и бланка)."
Запись производится в течение 30 секунд.
2 раза
А теперь кто из вас запомнил числа на последнем плакате в первом ряду, запишите их слева от второй таблицы на вашем бланке. Кто ничего не запомнил, не пишите, ведь я не требовал запоминать. Это непроизвольная память. Пишите кто запомнил - время одна минута.
А. Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить? (взрослый разбрасывает кубики на полу).
Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики, дай самый большой кубик, самы й маленький. А теперь большой красный... Маленький желтый и т.д.
В. Давай посчитает, сколько всего кубиков? (от 1 до 9)
Г. А сможешь посчитать в обратную сторону? (от 9 до 1)
Д. Каких кубиков больше? (4 больших каубика, 5 маленьких)
Е. Попробуй собрать и сложить кубики вместе.
А. Оценивается контактность, сила социальных запретов;
Б. Развивается восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам;
В. Навык прямого счета;
Г. Навык обратного счета;
Д. Формируем понятие числа;
Е. Мышление (пробы и ошибки - наглядно-действенное мышление; внутренне представление - наглядно-образное мышление);
5 карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, прямоугольник).
А. Один волшебник построил дворец с "чудесными окошками". Чтобы найти свое окошко, надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и попробуем назвать цвет и форму. (карточки раскладываются на столе и ребенок называет каждое окошко).
Б. А теперь выбери свое "окошко", которое тебе больше всего нравится по цвету, по форме.
А. Восприятие цвета, формы
Б. Анализируются эмоциональные предпочтения.
А. Продавец семян разложил пакетики на три группы, но подул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались. Помоги продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакетики и называет семена.)
Б. Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку.) Что купили у продавца. Чего не стало? Где лежал этот пакетик?
А. Способность ребенка классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез);
Б. развитие зрительного внимания и памяти.
то-ца (ребенок повторяет);
то-ца-му (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни-зу (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет);
Б. Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.)
А. упражнение на развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха (хороший результат - более пяти слогов);
Б. объем слуховой памяти (словесной памяти), слуховое внимание (хорооший результат - влспроизведение пяти слов с первой попытки).
а) три картинки: 1-я разрезана на две части; 2-я - на четыре части; 3-я на шесть частей;
б) серия сюжетных рисунков (3-4 картинки)
А. в этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. (Взрослый предлагает сначала сложный уровень - 6 частей, затем средний - 4 части, последний - простой - 2 части. После того, как ребенок сложит картинку, предлагается апридумать рассказ или рассказать, что на ней изображено.)
Б. А другие картинки не ломаются, зато они все авремя путаются. Какая картинка должна быть первой, второй...? Разложи их по порядку и придумай рассказ.
А. Целостность восприятия образа; наглядно-образное мышление, умение рассказывать по одной картинке, контекстность речи;
Б. Развитие логического мышления, умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связанность и контекстность речи.
А. Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине лорожки. Постарайся не отрывать карашдаш от листа бумаги.
А. Развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линий, равномерность)
считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь...»
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет прерд собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду"Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить, увеличив количество игровых клеток (например, до 4Х4) или количество "мух". В последнем случае команды "мухам" подаются отделльно.
лес - дерево
молоко - каша
стена - картина
цветы - ваза
окно - улица
сон - подушка
лук - слезы
зима - снег
лето - солнце
грязь - мыло
Затем психолог называет превое слово, участник - второе.