azps.ru Портрет А. Я. Психологии
А. Я. Психология

Тесты, описания
Тесты on-line
Тренинги
Статьи
Словарь

 

RSS RSS

azps@azps.ru

 


TopList

Психические процессы

Психические процессы - Устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных нервно-психических актов, которые по определенной схеме преобразуют входы в выходы для получения определенного продукта, результата, представляющего ценность для психики в целом. Если рассмотреть в качестве примера психического процесса память, то входом здесь будет запоминаемая информация и сознательная или бессознательная потребность в запоминании данной информации, выход – запомненная информация.
   Разные авторы приводят разные списки психических процессов. Вот наиболее распространенные:
   – внимание,
   – память,
   – эмоции,
   – чувства,
   – воля,
   – ощущение,
   – восприятие,
   – мышление,
   – речь.
   Психические процессы относятся к категории психических явлений – то есть они доступны непосредственному наблюдению, в том числе и неквалифицированному. При этом обычно наблюдателем рефлексируется не сам процесс "в чистом виде", а его характеристики, отклонения от нормы. Примеры:
   – человек внимателен/рассеян, его внимание сконцентрировано на этом или на этом;
   – память развита хорошо/плохо, у одного человека хорошо развита память на лица, а у другого на слова;
   – один человек эмоционально уравновешен, а другой нет, у одного эмоция радости, а у другого – удивления;
   – между одними людьми любовь и согласие, другие относятся друг к другу с отвращением;
   – в одни периоды кто-то может быть упрям и настойчив, в другие – вял и апатичен и т.д.
   В отечественной общей психологии вообще выделяется три вида психических явлений:
   – психические процессы,
   – психические состояния,
   – психические свойства.
   Различия между этими явлениями временные. Психические процессы наиболее мимолетны, свойства – наиболее устойчивы во времени.
   В последнее время само представление о психических процессах подвергается обоснованной критике. Действительно, выделение психических процессов является сугубо условным разделением психики на составные элементы. Это разделение обязано тому обстоятельству, что психология в двадцатом веке стала претендовать на звание полноценной науки. А в любой науке нельзя обойтись без анализа, без расчленения объекта исследования на более-менее самостоятельные единицы. Отсюда и появилась классификация психических явлений, психических процессов и т.п.
   В современных публикациях все чаще утверждается, что психические процессы тесно взаимосвязаны. Они, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, который и есть психика. Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.
   Действительно, взаимосвязь психических процессов между собой очень тесная. Она выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления. Если, например, на психологическом тренинге развивается внимание, то вместе с ним также развивается и память.
   Тем не менее, совсем отказаться от понятия психический процесс невозможно. Хотя бы потому, что их суть как психических явлений уж слишком очевидна. Следует также отметить, что критики психических процессов в силу каких-то причин убеждены, что процессы вообще должны быть полностью независимыми друг от друга, "параллельными", а не "пересекающимися". Поэтому, дескать, психические процессы и не процессы вообще.
   В качестве аналогии с психическими процессами можно рассмотреть общественные процессы. Эти общественные процессы протекают в социуме: дети учатся в школе, спортсмены готовятся к очередной олимпиаде, родители воспитывают детей, взрослые ходят на работу, алкоголики пьют спиртные напитки, полиция борется с преступностью и т.д. Этих процессов очень и очень много, где-то они пересекаются, где-то идут параллельно. Один человек может участвовать во множестве общественных процессов. То обстоятельство, что мы не может однозначно и точно разделить жизнь социума на общественные процессы, совсем не означает, что их вообще нет как таковых.
  

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я


  • Внимание   Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.
  • Воображение и представление   Воображение и представление - инструменты отражения и проектирования окружающего мира.
  • Мышление и речь   Связь мышления и речи.
  • Ощущения и восприятие   Связь ощущений и восприятия.
  • Память   Способность психики сохранять во времени те или иные образы.
  • Познавательные процессы   Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
  • Психические процессы и кибернетика   Аналогия между психическим и роботизированным позволяет провести определенные параллели между психическими явлениями и общими кибернетическими законами и закономерностями.
  • Эмоции, чувства   Эмоционально-чувственная сфера человека.

     

      Новые termopara.net.ua/shop/otopitel-nye-kotly/kotly-na-tverdom-toplive/tverdotoplivnye-kotly котлы.

  • Статьи

  • Детская психология
  • История психологии
  • Общая психология
  • Организационная психология
  • Политическая психология
  • Практическая психология
  • Профориентация
  • Психические процессы
  • Психические состояния
  • Психическое неблагополучие
      >> полностью