Когда возможности машин, и в частности компьютеров, были слабо изучены, большое значение для развития этой отрасли имела кибернетика - это наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых объектах и обществе. В дальнейшем значение кибернетики постепенно снижалось, и в настоящее время большинство разработчиков электроники, программного обеспечения, роботизированных систем, разного рода программно-аппаратных комплексов в своей работе занимают определенную нишу, опираются не на общекибернетические законы, принципы, идеи, а в основном на свой опыт и соображения здравого смысла.
Пик развития кибернетики пришелся на середину XX века. С точки зрения кибернетики любой объект, обладающий адаптивной программой действий, должен состоять, как минимум, из двух систем:
- система, которая была бы в состоянии осуществлять реализацию данной программы в целом (управляющая система),
- системы, которые непосредственно выполняли бы заложенные в программе действия (управляемые системы).
Управляемая система (объект управления) имеет целевое назначение, состоящее в выполнении определенных действий, а в ряде случаев она может измениться сама. Управляющая система имеет целевым назначением управление объектом.
Процесс управления осуществляется как обмен информацией между управляющей и управляемыми системами. При этом обмен информацией может происходить по двум каналам:
- канал прямой связи пропускает информацию от управляющей системы к объекту управления,
- канал обратной связи пропускает информацию от объекта управления к управляющей системе о результатах выполнения той или иной команды.
В первом случае транслируются указания и команды для объекта управления, в соответствии с которыми происходит осуществление того или иного движения, операции и т. д. Распространенным примером такого самореализующегося объекта являются станки с программным управлением, которые обладают определенной программой (системой управления) и механизмами, которые эту программу выполняют.
Более сложными кибернетическим объектом могут быть роботы, самостоятельно выполняющие программу в условиях какого-либо поля (физического, информационного, природного и т. п.). В условиях этого поля он должен не только выполнять заложенные в программе действия, но и вносить соответствующие изменения в характер выполняемых действий в зависимости от внешних условий, сигналов из среды.
Живой организм - значительно более сложная кибернетическая система, чем любая из тех, что были созданы человеком. В живом организме под воздействием внешних условий происходят изменения не только в характере совершаемых им действий, но и в самом организме. Он постоянно и очень гибко подстраивается под давление среды. Живой организм не только самоактуализирующийся, но и саморегулируемый объект.
Человеку доступно то, что не доступно любому из пока созданных механизмов: он может коренным образом менять программу своего поведения. Человек не только самоактуализирующийся и саморегулируемый, но и саморазвивающийся объект. Саморазвитие и заключается в способности самостоятельно создавать и изменять программу своих действий.
Любая система для осуществления своих функций должна обладать определенными механизмами. В качестве такого механизма в физиологии стали рассматривать рефлекс. Первоначально рефлекс понимали как механизм взаимодействия отдельных систем организма для осуществления биологически целесообразной реакции на какое-либо воздействие.
В процессе теоретических и экспериментальных исследований стало ясно, что соматические и гомеостатические функции, выполняя роль биологически целесообразных реакций, являются управляемыми, а управляющими устройствами являются соответствующие нервные центры, в том числе расположенные в головном мозге. Головной мозг также задействован в образовании рефлексов. Более того, он играет при этом ведущую роль.
Еще Сеченов установил, что нельзя обособлять центральное, мозговое звено психического акта от его естественного начала и конца. Нельзя рассматривать психические явления, связывая их только с деятельностью головного мозга, отрывая их от периферии и других систем организма. В формировании психических и психофизиологических явлений задействована вся нервная система организма. Также Сеченов считал, что психический акт - это процесс, который имеет свое начало и конец.
Разного рода психические явления не могут быть вызваны лишь одной деятельностью головного мозга. Внутримозговое звено является центральным не только в том смысле, что его роль - главная, но и в том, что в общей структуре всего акта оно является серединой.
Таким образом, психические явления являются неотъемлемой частью рефлексов, которые охватывают все иерархические уровни нервно-мозгового аппарата и выражают общую форму работы нервной системы. Психические акты включены в осуществление регуляции организма. Поскольку концевые компоненты рефлекторного акта по своей природе неотделимы от раздражителя, то рефлекс - это не только внутриорганическое образование, но и механизм физического взаимодействия между организмом и объектом. Психические процессы, таким образом, активно включены в организацию взаимодействия организма и внешней среды.
Павлов рассматривал рефлекс как принцип уравновешивания организма и среды. Как известно, рефлексы были разделены Павловым на безусловные и условные. Первые являются видовыми, то есть присущими все представителям данного биологического вида, они обеспечивают биологическое существование организма. Условные рефлексы носят временный характер, и по необходимости они являются замыкательными, т.е. обеспечивающими замыкание и размыкание "проводниковых цепей" между явлениями внешнего мира и реакциями на них живого организма.
Для того, чтобы начал формироваться условный рефлекс, необходима информация о соответствующих изменениях внешней среды, а также необходимы механизмы, которые могли бы осуществить переработку данной информации. Павлов выделяет целостный механизм анализатора, включающий периферическое, промежуточное и центральное звенья, а также говорит о существовании высшей нервной деятельности, обладающей своими каналами получения информации, называя их первой и второй сигнальной системой.
Первая сигнальная система - психические образы, возникающие вследствие воздействия на организм физических раздражителей. Вторая сигнальная система - речемыслительные процессы, вызываемые социальными и при этом физическими агентами - словами.
Павлов рассматривал психические явления в качестве одного из компонентов регуляции жизнедеятельности человека, что показывает родство с общекибернетическими алгоритмами. Психические явления выступают как носители информации, как сигналы, включающие систему регуляции организма и поведения человека, а в качестве основного механизма системы регуляции выступают рефлексы, которые являются не чем иным, как сигнализацией, что также роднит с кибернетикой.
Павлов одним из первых связал психические явления с поступающей извне информацией - сигналами внешнего мира. Именно сигналы являются одним из важнейших структурных элементов современных кибернетических теорий.
Н. А. Бернштейн показал, что многие рефлексы происходят по принципу не дуги, а кольца. Как оказалось, целостный регулятивный акт не заканчивается ответной реакцией организма. Для того чтобы совершить сложное действие, необходимо не только сформировать команду на его выполнение, но и проследить его выполнение, а также внести в случае необходимости соответствующие изменения в ход его выполнения. Была показана, таким образом, принципиальная ценность обратной связи для жизнедеятельности организма, что еще больше сблизило физиологию и кибернетику.
Благодаря работам Бернштейна психика стала рассматриваться не как носитель информации (например книга или жесткий диск компьютера), а как непосредственное управляющее звено, имеющее свою структуру и механизмы.
К середине двадцатого века стало ясно, что в живом организме существует сложнейшая система регуляции, которая учитывает поступающие извне сигналы и на их основе формирует программу уравновешивания организма со средой в виде регуляции внутренней среды организма и внешнего поведения.
С развитием электронно-вычислительной техники, созданием сложных аппаратно-программных комплексов, построенных на законах кибернетики, стало ясно, что существует очень много общего между принципами организации регуляции живых организмов и кибернетических систем. Как психология и физиология обогатилась идеями, взятыми из кибернетики, так и сама кибернетика получила много "информации к размышлению", позаимствованной из наук о человеке.