Понятие внимания

   Внимание - психический процесс, основная задача которого - оградить сознание от лишней информации, сосредоточившись на актуальной, полезной и интересной. Внимание - психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. Противоречия вызваны вопросами о степени самостоятельности внимания как психического процесса. С одной стороны, внимание - сквозной процесс, сопровождающий другие психические процессы (память, мышление, волю, эмоции и др.). С другой стороны, у внимания имеются довольно характерные индивидуальные особенности (объем, распределение, концентрация и др.), что свидетельствует о высокой степени самостоятельности этого процесса.

Некоторые авторы относят внимание к классу познавательных психических процессов. Другие авторы связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.

Для понимания внимания как психического процесса важно, в первую очередь, представлять, какое гигантское значение для человека оно имеет. Мир вокруг нас пестрит объектами и вообще информацией. Находясь на улице, даже в одной ее точке, попробуйте оценить количество объектов, которые вас окружают и - соответственно - на которые можно обратить внимание. Учтите, что один объект внимания может распадаться на множество других объектов. Есть объект "дерево" - он распадается на объекты "ствол", "одна ветка", "вторая ветка"..., "ветка номер 567", "один листочек", "второй листочек"... Есть объект "человек" - он распадается на объекты: "левый глаз", "правый глаз", "правая рука", "левая рука", "пальто", "шарф", "прическа"...

Возможности человеческого познания не бесконечны. Только в художественных фильмах тренированные спецагенты могут за мгновение сосчитать все листья на дереве и запомнить все индивидуальные особенности всех окружающих людей. В реальной жизни всегда приходится жертвовать львиной долей информации в пользу считанных единиц информации, но полезных и интересных. В этом, собственно, и заключается основная функция внимания.

Внимание тесно связано с текущим психическим состоянием, насущными задачами и особенностями деятельности. Во многом внимание, особенно произвольное, отражает именно характер деятельности. Если человек идет, торопясь на работу, по улице, то он смотрит прямо перед собой, под ноги, внимательно огибает возникающие препятствия, прокладывает в уме кратчайший маршрут. Если этот же человек ищет нужный ему адрес, то он активно вертит головой, обращает внимания на таблички, указывающие названия улиц и номера домов.

Важная характеристика внимания - его направленность. Внимание всегда направлено на тот или иной объект, поэтому у него всегда есть та или иная направленность.

Другой характеристикой внимания является сосредоточенность, то есть большая или меньшая углубленность в деятельность. Всем известно, что можно смотреть фильм внимательно, не отрывая свой взгляд от экрана, а можно невнимательно - лишь изредка посматривая в сторону экрана, реагируя на определенные сцены или громкие возгласы. Сосредоточенность внимания это и интенсивность внимания (напряженность психического процесса) и отсутствие отвлеченности на другие объекты.

Интересная особенность внимания - то, что концентрируясь на каком-либо объекте, мы тем самым ставим его в "центральное поле" нашего сознания и на некоторое время наша сознательная деятельность вращается вокруг этого объекта. Выражаясь несколько фигурально, можно сказать, что на некоторое время для нас объект внимания становится центром всего мировоззрения. Другие насущные и воображаемые объекты и абстрактные понятия мы "увязываем" с объектом, находящимся в центре нашего внимания.

В нашем сознании присутствует как бы две области: зона неясного (смутного) сознания и зона ясного, отчетливого сознания. Обращая внимание на тот или иной объект, мы помещаем его в эту зону ясного сознания, наделяя его привилегией всестороннего и критического рассмотрения.

Внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла окружающих и представляемых объектов, абстрактных понятий. Внимание активно участвует в построении модели (картины) мира. Даже во сне, когда мы находимся в бессознательном состоянии, наше внимание работает "в учебном режиме", давая и во сне возможность обращать внимание на интересующие стороны бытия.

Внимание, как и любой психический процесс, имеет физиологическое выражение. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется прежде всего ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кроме этого в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.

Врожденным и весьма характерным "пусковым" механизмом ретикулярной формации следует отметить ориентировочный рефлекс. Эта инстинктивная схема поведения представляет собой оперативную реакцию организма на всякое более-менее значимое изменение окружающей среды (как у людей, так и у животных). Ориентировочный рефлекс включает в себя:

- некоторое возбуждение нервной деятельности,

- поворот головы в сторону источника резкого звука или визуального события,

- устремление взора в сторону источника сигнала,

- мобилизация внимания на объект (настороженность).

Ориентировочный рефлекс является источником кратковременного непроизвольного внимания. В зависимости от дальнейшего сознательного анализа источника сигнала внимание может перейти в произвольное или переключиться на другой объект. У сугубо произвольного внимания (например настройщик прислушивается к звуку струны рояля) ориентировочный рефлекс не является источником внимания.

Согласно закону индукции нервных процессов, установленному Ч. Шеррингтоном, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Участок коры головного мозга, в котором возникает явление иррадиации, характеризуется оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека. Таким образом, даже обычная смена объекта внимания приводит к весьма сложным изменениям в деятельности головного мозга. При этом для объекта внимания создаются самые благоприятные условия для отражения, установления связей.

Н. Н. Ланге, анализируя разные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп:

1. Внимание как результат двигательного приспособления. Поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоции. Существует зависимость внимания от эмоциональной окраски представления.

4. Внимание как результат апперцепции. На внимание оказывает сильное влияние жизненный опыт индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа. Внимание - первичная и активная способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервной раздражительности. Внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного подавления. Один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Внимание

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru