Название. Упражнение личностного роста "Бег на месте"
Предназначение.
Процедура группового психологического тренинга. Анализируются ситуации, когда человек делает что-то, но никуда не продвигается, изображает активную и целеустремленную деятельность, но у него ничего не получается.
Качества. Личностный рост
Содержание
Кресла расставляются полукругом (амфитеатром). Ведущий выходит «на сцену».
Он приводит несколько примеров из жизни, когда люди к чему-то стремятся и что-то делают, но к заветной цели не приближаются. Или приближаются, но очень медленно.
Например, человек изучает английский язык. Учит, учит... Но скорость забывания равна скорости запоминания: что-то запоминается, но в это же время что-то забывается.
Или другой пример. Человеку нужно похудеть. Он и диету строгую соблюдает, и физкультурой занимается, но периодически у него происходят срывы, он объедается и снова возвращается в привычную весовую категорию.
Третий пример. Человек жаждет, чтобы его повысили на работе. Он очень этого хочет, но к заветной цели идет слишком робко: вот он лишний раз улыбнулся начальнику, вот он задержался на работе на полчаса, вот он немного подгадил своему коллеге, чтобы выставить его в плохом свете. Так продолжается уже не первый год, но ничего не происходит, нет никакого намека на продвижение по службе.
Этот рассказ желательно сопровождать активной жестикуляцией. Например, когда рассказывается о том, как кто-то учит английский, ведущий показывает, что он ходит с книгой и зубрит ее содержимое.
Ситуации бывают разные. Но есть в них, видимо, что-то общее. Какая-то типовая ошибка мешает двигаться вперед, заставляет заниматься «бегом на месте».
Ведущий говорит, что мы сейчас не будем обсуждать эту самую главную причину. Если кому-то уже есть что сказать по этому поводу, то ему надо пока промолчать.
Участники по мере готовности выходят «на сцену». Их задача - рассказать свою историю про «бег на месте». Это может быть история из их личной жизни, или из жизни знакомых. Это может быть и вымышленная история.
Ведущий побуждает участников рассказывать эти истории живо, с активной жестикуляцией (как он и сам делал).
Если истории получаются короткими, можно задавать какие-то наводящие вопросы: что предшествовало этому? чем закончилось? как человек относился к этому? и т. п.
В конце проводится обсуждение. Какое же именно психологическое качество заставляет людей заниматься «бегом на месте»?
Библиографическая ссылка1. Упражнение личностного роста "Бег на месте" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 2.06.2018. - Режим доступа: https://azps.ru/training/pers/beg_na_meste.html (2.06.2018).