Название. Коммуникативное упражнение "Чувства - понимание - стратегия"
Предназначение.
Процедура группового психологического тренинга, направлена на освоение тактик коммуникативного взаимодействия.
Качества. Коммуникативная компетенция
Содержание
Ведущий рассказывает участникам про возможность следующей коммуникативной тактики (которую можно назвать консультирующей):
1. Расспросить собеседника про его чувства.
2. Совместными усилиями выработать понимание этих чувств и вызывающей их ситуации.
3. Выработать стратегию по управлению ситуацией (некоторые общие принципы, руководствуясь которыми можно скорректировать проблемную ситуацию).
Рассматривается пример:
Предположим, вы замечаете, что одна из ваших коллег находится в расстроенном состоянии. Не следует сразу начинать с вопросов про то, что вызвало это состояние. Надо поинтересоваться лишь ее самочувствием. Что она конкретно ощущает? Как себя чувствует? Сильно ли волнуется? И так далее.
Постепенно разговор сводится к анализу того, что же вызывает или вызвало волнение. Почему это вызвало сильное волнение? Могло ли этого не быть? И так далее. В нашем примере, предположительно, коллега поссорилась с мужем.
Далее высказываются предположения, что надо сделать так или иначе. Сначала желательно высказывать именно предположения. Потом эти предположения надо переоформить в виде максим. Например: "Я уверена, тебе надо помириться с мужем! Просто возьми сейчас и позвони ему!"
С участниками разыгрываются ситуации. Вызываются по два добровольца. Первый изображает то или иное эмоциональное состояние. Второй применяет консультирующую тактику.
В конце проводится обсуждение:
- С какими эмоциями данная тактика работает хорошо? с какими плохо?
- Какие возникали сложности?
Библиографическая ссылка
1. Коммуникативное упражнение "Чувства - понимание - стратегия" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 7.11.2012. - Режим доступа: https://azps.ru/training/communication/chuvstva_ponimanie_strategiya.html (7.11.2012).