Название. Упражнение "Сходство и различие"
Предназначение.
Упражнение для младших и средних школьников, направленное на развитие способности мышления сравнивать между собой разные объекты. Операция сравнения одна из базовых интеллектуальных способностей человека ("Все познается в сравнении"). Несмотря на внешнюю простоту, это упражнение очень полезно для повышения общего уровня интеллекта.
Чем более разноплановые понятия задействованы в упражнении, тем с большей вероятностью в последующем в реальных жизненных ситуациях ребенок будет использовать для понимания операцию сравнения.
Качества. Навык сравнения. Интеллект
Содержание
Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, - при этом можно использовать и их изображение. Для более старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость. Отметьте общее число правильных ответов, количество ошибок (сравнение по разным основаниям), соотношение отмеченных признаков сходства и различия, преобладающие признаки (внешние, функциональные, классо-родовые отношения и проч.). Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.
Библиографическая ссылка
1. Упражнение "Сходство и различие" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 1.06.2011. - Режим доступа: https://azps.ru/training/cogn/m_shodstvo.html (1.06.2011).