Ставятся следующие задачи.
1. Развитие умений выделять в процессе урока конкретные моменты, требующие вмешательства учителя:
а) наблюдая за учеником Н., надо зафиксировать все случаи, когда он отвлекался, когда работал наиболее интенсивно;
б) наблюдая за активностью учащихся при объяснении нового материал, постараться по их внешнему виду определить, как они усвоили новый материал; все ли учащиеся работали одинаково активно; кто был менее активен, на каких этапах урока; соответствуют ли план урока и методика возможностям данного класса.
2. Развитие умений оценить свои действия:
а) отметить свои действия, которые привели к разрешению (неразрешению) педагогической задачи; проанализировать свои запланированные и импровизированные действия на уроке, приемы, использованные при общении;
б) выделить положительное и спорное в своей методике педагогического общения;
в) дать целостный коммуникативный анализ урока (стадии общения, система приемов, решение неожиданно возникающих коммуникативных задач, стиль общения, соответствие стиля общения состоянию класса, опора на коммуникативную атмосферу предыдущего урока и т.п.).
Здесь важно дать себе отчет, всегда ли методика педагогического воздействия соответствует структуре общения с классом.
3. Анализ педагогической задачи и действий учителя при ее решении:
а) установить, отвлекался ли на уроке ученик Н., когда и почему; вовремя ли было обращено внимание на этого ученика и какими способами решилась возникшая задача; чувствовалось ли соответствие педагогической и коммуникативной задач;
б) назвать мотивы, которыми руководствовались в выборе способов воздействия;
в) оценить, можно ли было предотвратить возникшую задачу и как; существуют ли другие способы решения данной педагогической задачи; назвать их и обосновать свой выбор.
4. Решение педагогических задач с целевыми установками:
а) в конкретных педагогических ситуациях ставится цель проанализировать причины их возникновения и предположить свое поведение в аналогичной ситуации.
Особое внимание следует обратить на развитие умений найти и сформулировать педагогическую задачу, представить в общем виде ее решение, разделить ее на более частные подзадачи, найти оптимальный вариант решения;
б) более сложные упражнения - инсценированные педагогические задачи:
сделать замечание ученику;
поговорить с учеником, не выполнившим домашнее задание;
сделать короткое внушение нарушителю дисциплины;
прокомментировать какую-либо отметку.
Эти упражнения развивают навыки неподготовленной коммуникации, формируют привычные педагогические действия, ощущение эмоционального благополучия в процессе педагогического общения.
5. Действия учителя в предлагаемых обстоятельствах:
К примеру, выяснилось, что ученик Н. недобросовестно выполнил домашнее задание. После школы он остается один. Мать работает, отец в длительной командировке. Нужно выбрать систему коммуникативного воздействия.
Для выбора педагогической ситуации можно использовать различные педагогические задачники, а также материалы уроков, педагогической и художественной литературы, детских и юношеских фильмов.
Занятия по действию в предлагаемых обстоятельствах предполагают, с одной стороны, выбор верной методики педагогического воздействия, а с другой - умение, используя тот или иной метод, найти верную систему коммуникативных средств для его реализации, верный тон для работы с учащимися.
На отдельные занятия следует приглашать опытных педагогов, классных руководителей, использовать магнитофонные записи уроков, кинофильмы.
Непосредственно следующее за исполнением обсуждение мотивов поведения, тона, мимики и т.д. дает возможность прямо на занятии внести определенные коррективы в деятельность учителей. Беседы можно записывать на пленку, с тем, чтобы вернуться к ним спустя длительное время.
6. Инсценированные педагогические задачи с вводными. Подобные упражнения способствуют развитию внутренней собранности, решительности, готовности к преодолению неожиданных трудностей и решению непредвиденных педагогических задач. Кроме того, эти упражнения развивают воображение, интуицию, тренируют умение выражать педагогически целесообразное чувство.
Возможные типы упражнений:
вызвать ученика спокойно;
вызвать ученика весело, жизнерадостно;
вызвать ученика равнодушно;
вызвать ученика доброжелательно;
вызвать ученика с юмором;
вызвать ученика с иронией и т.п.;
войти в класс и поговорить с тремя учениками с разными эмоциональными нагрузками.
Учитывая, что важнейшим компонентом педагогического мастерства является правильный выбор методик, в систему упражнений введено инсценирование педагогического требования.
Возможны такие варианты упражнений: обратиться к ученику с требованием-просьбой, с требованием-доверием, требованием-одобрением, с требованием-советом, с требованием-игрой, с требованием-намеком, с требованием-условием, с требованием-осуждением, с требованием-недоверием. Ситуации общения все время меняются, вводятся новые данные: например, ученик долго болел или у ученика конфликт с классом и т.п.
Подобные занятия вооружают навыками использования различных методик при предъявлении педагогического требования. На занятиях по педагогическому требованию также важную роль играет психолого-педагогическая аргументация выбора требования.