Цель: рефлексия возможностей социально-производственной адаптации в процессе творческой самоидентификации.
Стимульный материал: морские камни разной формы и конфигурации, имеющие явно «зернисто-песочную» структуру.
1) Тренер предлагает участникам рассмотреть разложенные на столе камни и выбрать каждому именно тот камень, который ему нравится, который почему-либо он считает похожим на себя, идентифицирует себя с ним.
2) Далее тренер предлагает каждому участнику пофантазировать и представить себя этим камнем, сочинив свою «каменную» историю, место положения, черты и качества характера, индивидуальные особенности и т.д.
3) Самопрезентация участниками своей «каменной» судьбы и перспектив развития.
4) Далее тренер предлагает участникам усложнить задание и представить себя песчинкой в только что описанном камне;
- трудно или легко было попасть в камень (технология попадания);
- трудно или легко удержаться в нем (технология удержания);
- какие требования предъявляет камень к песчинке;
- какие права, обязанности и возможности есть у песчинки в камне;
- нравится ли быть в камне одной из многих песчинок, и т.д.
5) Следующим этапом может быть предложение тренера разбиться на 2-3 подгруппы для продолжения темы в игровом варианте. 6) Каждая группа придумывает' некий коллективно-структурный камень и представляет его на группе, играя роль элементов или песчинок; презентация представляет собой рассказ о:
- названии своей каменной структуры;
- способе скрепления и взаимодействия элементов камня;
- наличии или отсутствии «каменного» центра;
- требованиях, предъявляемых к друг другу внутри камня;
- требованиях, предъявляемых к вновь прибывшему элементу, желающему попасть в структуру камня; возможен ли компромисс?;
- соотнесении желаний попасть в структуру камня и утраты свободы;
и т.д. 7) Обсуждение результатов работы в группе (при необходимости).