Это упражнение направлено на отработку умения фиксировать интерес в деловом общении. Одновременно этот ход является полезным при ответе на критические или агрессивные высказывания партнера.
Упражнение организуется следующим образом:
- участники садятся двумя рядами друг напротив друга;
- от первого участника в адрес того, кто сидит напротив, формируется критическое или агрессивное высказывание (игровое или касающееся реальной ситуации, произошедшей на тренинге);
- адресат должен «обработать» высказывание по правилам «Вам важно» и получить от агрессора согласие;
- теперь отвечающий становится автором критического или агрессивного высказывания в адрес следующего участника, сидящего напротив (см. рисунок). Последний в цепочке говорит фразу-провокацию тому, кто начинал упражнение ...
Основной принцип таков: нужно исходить изсоображения, что человек сообщает нам некую информацию о том, чего он хотел быизбежать в будущем (что для него важно). Поэтому ответ на критику или агрессию полезнопросто сообщить человеку, что его услышали.
К примеру:
Фраза: «Ваше поведение несколько вызывающе!!!»
Ответ-вопрос: «Вас важно, чтобы люди на работе велисебя в общепринятых рамках?»
Ответ: «Да»
Когда человек говорит «да», уровень агрессии спадает (инаоборот). Задача - не наращивать агрессивный потенциал высказывания, агасить его, переводя в конструктивное обсуждение проблемы. Данная формулахороша тем, что она позволяет получать непосредственно от партнераподтверждения его интересов и презентации ценностей, а это уже не простодомысел, а факт...
Для того, чтобы грамотнообработать фразу, важно:
1. Понять,что внутри человека заставило его среагировать таким образом
2. Говоритьоб общем предмете претензии: не о цвете галстука, а о стиле одежды; не оконкретной поставке, а об обязательности перед партнерами; и т.д.
3. Говоритьтолько в позитивных словах: любые отрицательные частички должны быть убраны,никаких не...; слова с отрицательным звучанием должны быть заменены на антонимы,например, стоит заменить «не быть неаккуратным» на «быть опрятным», и т.п.
4. Говоритьне о себе, а о людях вообще: не «чтобы я выполнил», а «чтобы сотрудникивыполняли...»; не «я громкий», а «люди были корректны» и т.д.