Известно, что ценности творчества реализуются через один из основных видов человеческой деятельности - труд. Человек сам привносит определенный личностный смысл в свою работу, выражая в ней свои способности и индивидуальные особенности. Понимание смысла своего труда делает его значительно более продуктивным и творческим.
Предлагаемое вниманию видео-пособие разработано как учебно-методический материал в помощь специалистам профконсультантам и психологам, практическая деятельность которых связана с проблемами профессиональной ориентации и адаптации безработных граждан к существующему рынку труда.
Цель данного пособия - дать заинтересованным специалистам сведения о конкретных методиках и методических приемах, позволяющих облегчить безработному человеку процесс его профессионального самоопределения, помочь как можно быстрее адаптироваться на рынке труда, осознать собственные возможности и внутренние резервы для дальнейшего профессионального и карьерного роста.
Игра «Поиск выгоды» является авторским вариантом технологии групповой работы по профессиональной адаптации безработных граждан к целому спектру профессий, которые являются крайне востребованными на современном рынке труда. Стимульным материалом в игре выступают информационные профессиограммы, разработанные в 1998 году Российским учебным центром Министерства труда и социального развития.
Цель игры - дать возможность участникам смоделировать ключевые моменты и типовые ситуации, которые могут встретиться человеку в процессе освоения новой специальности, а также осознать, что при желании и творческом подходе в любой профессии есть свои выгоды, зона ближайшего профессионального развития и перспективы карьерного роста.
Задачами, решаемыми в процессе игры, можно считать активизацию мотивационной сферы, сферы ценностных ориентаций и адаптационных резервов участников. Помимо этого у каждого участника игры появляется возможность сформировать адекватную самооценку и целостное представление о себе как о личности, способной на творческое преодоление барьеров на пути профессионального самоопределения.
В видеопособии использованы эпизоды реальной игры, которая проводилась в программе обучающего семинара для психологов отделений и Управлений московской службы занятости на базе Государственного центра профориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения.
Во вступительной части участники игры в форме лекции-дискуссии тренером предлагается обсудить одну из наиболее распространенных концепций мотивации, иерархическую структуру основных категорий человеческих потребностей, представленной Абрахамом Маслоу:
- физические потребности : еда, вода, отдых, секс;
- в безопасности и уверенности в будущем : убежище, гарантии жизни;
- социальные : в принадлежности к чему-либо, в социальном взаимодействии, привязанности, поддержке, принятии другими;
- личностные или эгоистические : в уважении, в самоуважении, личных достижениях, компетентности, признании;
- познавательные : знать, уметь, понимать, исследовать;
- эстетические : в гармонии, симметрии, порядке, красоте, справедливости;
- в самовыражении : в реализации потенциала и личностном росте.
В рамках проблем безработных людей, приходящих сегодня в московскую службу занятости, пирамида потребностей в процессе группового обсуждения может быть трансформирована следующим образом:
Физиологические потребности:
- заработок, приработок,
- еда,
- одежда,
- сон,
- отдых,
- здоровье,
- физическая нагрузка;
Потребности в безопасности:
- гарантии жизни,
- уверенность в завтрашнем дне,
- жилище,
- страхование,
- охрана;
Социальные потребности:
- принадлежность к группе или делу,
- социальное взаимодействие, общение,
- статус «работающего человека»,
- дружба,
- любовь,
- поддержка;
Личностные (или эгоистические) потребности:
- независимость,
- самоуважение,
- самоутверждение,
- одобрение, признание,
- благодарность,
- авторитет,
- престиж,
- статус;
Потребности в самоактуализации (самовыражении):
- познание нового,
- карьерные достижения, достижение жизненных целей,
- творчество,
- красота, гармония,
- свобода,
- самосовершенствование.
Участникам дается возможность выбрать в качестве стимульного материала одну из предлагаемых информационных профессиограмм востребованных на рынке труда профессий:
- оператор котельной;
- налоговый инспектор;
- электрогазосварщик;
- косметичка;
- аппаратчик;
- сестра милосердия;
- эколог;
- секретарь-референт;
- дизайнер;
- аудитор;
- менеджер;
- каменщик;
- слесарь-сантехник и т.п.
и придумать рассказ (от первого лица) о том, как человек, когда-то бывший безработным, после переобучения на новую (в данном случае - выбранную) специальность попал в непривычную для себя профессиональную среду, адаптировался в ней и стал со временем истинным профессионалом.
По истечении времени на подготовку каждая подгруппа проводит презентацию выбранной профессии, перечисляя те выгоды, которые она может получить, став профессионалом в выбранной области.
По окончании рассказа - презентации профессии тренер подводит итоги игры. При этом остальная группа выступает в роли экспертов, отслеживающих реальность достижения удовлетворения предъявляемых потребностей в данной профессии.
В поисках смысла своей жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора собственного пути, дороги, по которой он будет двигаться. Делая выбор и принимая решения, человек должен, осознавая опыт прошлого, отражать настоящее и видеть перспективы будущего.
Надеемся, что профориентационная игра «Поиск выгоды» поможет участникам, попавшим в ситуацию профессионального кризиса, сделать правильный выбор пути своего дальнейшего профессионального роста.