Люди с хорошо развитыми способностями к обобщению и высоким уровнем понятийного мышления обладают преимуществами в выражении своих мыслей, точной формулировке актуальных проблем, письменной и устной речевой грамотности, способны как бы подниматься над проблемами и видеть основную суть ("ядро") проблем, при чтении быстрее улавливают суть написанного и основные мысли автора.
Стимульный материал представляет собой двадцать наборов из трёх слов в каждом. В задачу испытуемого входит найти общее в этих трёх словах и назвать эти три слова одним общим понятием. Ответы испытуемый записывает в бланк ответов.
Методику можно проводить в индивидуальной и групповой форме. Ограничение по времени: 10 минут.
Тест "Обобщения-2010" можно применять в школьной психологии для изучения особенностей познавательной сферы школьников. Также методику можно использовать в процедурах профподбора и профотбора по отношению к профессиям, в которых важны языковая грамотность и коммуникативная компетентность в целом, а также требуется высокая обучаемость непосредственно в процессе профессиональной деятельности.
Методика имеет четыре разные формы (А, Б, В и Г). Данная форма -- форма Г.
Психолог зачитывает испытуемым инструкцию. Непосредственно в стимульном материале имеются три примера. Однако необходимо добиться того, чтобы уже до начала тестирования испытуемые поняли то, что от них хотят (особенно это касается детей 8-13 лет). Психолог раздаёт стимульный материал в перевёрнутом состоянии. Психолог засекает время и даёт команду "Начали!", после которой испытуемые переворачивают листы стимульного материала и начинают работать. Время работы: 10 минут.
Сейчас Вам предстоит решать задачи на обобщение. Всего задач будет 20. Каждая задача состоит из трёх слов, которые в чём-то похожи друг на друга. Эти три слова объединяет некое общее качество. Придумайте общее название для всех этих трёх слов. Старайтесь, чтобы название было точное.Возьмём для примера три слова: "колбаса", "сосиски", "сардельки". Их можно объединить одним понятием "продукты питания". Но лучше использовать понятие "мясные продукты", потому что оно более точное. Не стоит давать описания вроде: "то, что можно есть", "я их ем на завтрак", "то, что продаётся в мясном отделе" и тому подобные.
Вам даётся 10 минут.
Есть вопросы?
Пример 1. ФАКС КСЕРОКС ШРЕДДЕР (верный ответ: "офисная техника")Пример 2. БЛОК ЛЕСКОВ КОРОЛЕНКО (верный ответ: "фамилии отечественных писателей")
Пример 3. КЛАВИКОРД ПИАНИНО ФАГОТ (верный ответ: "музыкальные инструменты")
1) ДЖОУЛЬ ГЕКТАР СЕКУНДА
2) ЛИВАН РУМЫНИЯ АНДОРРА
3) ВИСМУТ СЕРЕБРО БРОМ
4) ДМИТРИЙ ДОБРЫНЯ ЯРОСЛАВ
5) ЦЕЗАРЬ ГИТЛЕР ЧЕРЧИЛЛЬ
6) ФЕН ЭЛЕКТРОВОДОНАГРЕВАТЕЛЬ БЛЕНДЕР
7) ЛОКОМОТИВ ДИНАМО ЦСКА
8) ОКЕАН КАНАЛ РУЧЕЙ
9) СВЕКЛА РЕДИС ПОМИДОР
10) БАЛХАШ ЛАДОЖСКОЕ ОНЕЖСКОЕ
11) РЯЖЕНКА СЫР ПАХТА
12) СОЗВЕЗДИЕ ТУМАННОСТЬ ГАЛАКТИКА
13) БУДДИЗМ КОНФУЦИАНСТВО ИСЛАМ
14) КИЛОБАЙТ ЙОБИБАЙТ СЕКАБАЙТ
15) СВЕТЛАНА МАРИНА ОКСАНА
16) КРЫСА МУРАВЬЕД ЕЖ
17) ГЕОГРАФИЯ АСТРОНОМИЯ ЛИТЕРАТУРА
18) ТРЕУГОЛЬНИК ТРАПЕЦИЯ КОЛЬЦО
19) АИСТ ДРОФА СТРАУС
20) МИНОМЕТ ШТУРМОВИК ГРАНАТОМЕТ
БЛАНК ОТВЕТОВ
1) _______________________________
2) _______________________________
3) _______________________________
4) _______________________________
5) _______________________________
6) _______________________________
7) _______________________________
8) _______________________________
9) _______________________________
10) ______________________________
11) ______________________________
12) ______________________________
13) ______________________________
14) ______________________________
15) ______________________________
16) ______________________________
17) ______________________________
18) ______________________________
19) ______________________________
20) ______________________________
Проверьте правильность ответов, пользуясь ключом. Максимальный балл за каждый ответ: 2. Таким образом, максимальное количество баллов за тест: 40. При проверке учтите, что в ключе даны лишь примеры точных ответов. Испытуемый может дать ответ иного плана. Иногда испытуемые дают более точные обобщающие понятия, то есть более узкие понятия, но тем не менее охватывающие все три слова. Например вместо понятия "русские писатели" испытуемый может указать "русские писатели, проживавшие в Петербурге". Если такой ответ верен, то начисляется 2 балла. Если неверен, то только 1.Один балл даётся также за слишком широкие понятия. Например, не "русские писатели", а "писатели" или "русские люди". Во всех случаях ошибочных суждений начисляется только 0 баллов. Например, даны три слова "ВОРОНЕЖ ИРКУТСК БЕРЛИН". Если испытуемый обобщает их понятием "русские города", то здесь в явном виде присутствует ошибочное суждение: "Берлин -- русский город". Поэтому такой ответ заслуживает лишь 0 баллов.
Часто испытуемые не могут выразить понятием найденное обобщение и используют описания наподобие: "их делают из молока" (молочные продукты), "они пишут книжки" (писатели), "предметы, которые мы изучаем в школе" (школьные предметы). В подобных случаях 2 балла не следует начислять. Один балл начисляется за нечетко сформулированные понятия ("предметы, которые мы изучаем в школе"). В остальных случаях ставится 0 баллов.
Ниже приводится таблица ориентировочных нормативов для разных возрастов.
Возраст Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень 8 - 9 лет 0 - 8 9 - 16 17 - 40 10 - 12 лет 0 - 12 13 - 21 22 - 40 13 - 15 лет 0 - 16 17 - 27 28 - 40 16+ лет 0 - 20 21 - 32 33 - 40 КЛЮЧ
1) единицы измерения
2) государства
3) химические элементы
4) мужские имена
5) исторические деятели
6) бытовая техника
7) спортивные клубы
8) водоемы
9) овощи
10) озера
11) молочные продукты
12) астрономические объекты
13) религии
14) единицы измерения информации
15) женские имена
16) животные
17) школьные предметы
18) геометрические фигуры
19) птицы
20) военная техника
1. Психодиагностическая методика "Обобщения-2010. Форма Г" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 15.05.2010. - Режим доступа: https://azps.ru/tests/kit/general10g.html (15.05.2010).