Ярко ритуализация проявляется в том способе, каким мать и ребенок приветствуют друг друга утром. Э. Эриксон описывает этот процесс так:
- проснувшийся ребенок сообщает об этом своей матери,
- этим самым в матери немедленно пробуждается обширный репертуар эмоционального, вербального и двигательного поведения,
- мать обращается к младенцу с улыбкой или тревожным вниманием,
- весело или озабоченно произносит имя,
- приступает к действиям: осматривает, ощупывает, нюхает,
- определяет возможные источники неудобства,
- предпринимает необходимые действия для их устранения (изменяет положение ребенка, успокаивает его, готовится к кормлению и т.д.).
Ритуальный характер этих действий не является очевидным для стороннего наблюдателя, который в первый раз это видит. Однако если наблюдать этот процесс несколько дней (и особенно в новой, незнакомой этнографической среде), то видно, что поведение матери сильно формализовано (она старается вызвать у ребенка заранее известный ответ).
Вместе с тем это поведение все же имеет индивидуальные черты: оно характерно именно для этой матери, подстроено под конкретного ребенка и конкретные жилищно-бытовые условия. Однако индивидуализированность не является препятствием для стереотипизации. Мать выполняет эти действия во многом по привычке, механически, не задумываясь о необходимости и желанности этих действий, не ожидая какой-то эмоциональный результат. В этом суть ритуализированности этих действий.
Ритуализация поведения как матери, так и ребенка связана чаще всего с периодичностью жизненных физиологических потребностей и иных такого рода событий. Она представляет собой практическую необходимость как для матери, так и для ребенка. Во многом через ритуализацию действий передается опыт поколений. Э. Эриксон оценивает ее "как маленькое, но прочное звено связи в громадной последовательности поколений".
Во время такой первичной ритуализации мать часто произносит имя ребенка. Часто это имя произносится в уменьшительно-ласкательной форме (не "Александр", а "Сашенька", не "Ольга", а "Олюша" и т.д.). Эта ассоциация - между ритуализированным уходом и именем, особенно в уменьшительно-ласкательной форме - на долгие годы может потом остаться в психике подрастающего человека. Имя, таким образом, может означать что-то вроде мостика между настоящим и прошлым человеком, между ним, его матерью и опытом предыдущих поколений.
Э. Эриксон считал, что человек рождается с потребностью во взаимном узнавании и удостоверении в нем. Отсутствие удовлетворения этой потребности может причинить непоправимый вред ребенку, погасив его тягу к получению впечатлений, необходимых для развития органов чувств. Но, раз возникнув, "эта потребность будет проявлять себя снова и снова на каждой ступени жизни в виде голода по новому и более широкому опыту, повторяющему это "узнавание" лица и голоса, несущего надежду".
Взаимное узнавание превращается в ритуал, который, формируясь в младенчестве, проявляется в развернутой форме в отношениях между матерью и ребенком, впоследствии пронизывает все взаимоотношения между людьми. Он проявляется, например, в ежедневных приветствиях и в других формах взаимного узнавания - в любви, вдохновении, в массовом подчинении "харизме" вождя. Первое смутное узнавание - один из основных элементов во всех ритуалах. Э. Эриксон называет его нуминозным элементом, или элементом благоговения (нуминозный - внушающий благоговение).
Э. Эриксон также отметил сходство между ритуализацией, связанной с тем, как нянчат ребенка, и религиозными ритуалами. В обоих случаях, по его мнению, преодолевается чувство разобщенности и отчуждения. В религиозном ритуале преобладает элемент благоговения, в остальных формах взрослого ритуала он выполняет вспомогательную роль и связан с другими элементами зрелого ритуала в единое целое.
Основная сила человеческой жизни - надежда, понимание того, что ты не один и в трудную минуту можешь получить помощь, возникает из близости и взаимности в раннем младенчестве. В дальнейшем надежда подкрепляется всеми теми ритуалами, которые помогают преодолению чувства покинутости и безнадежности и обеспечивают взаимность узнавания в течение всей жизни.