Мотивы учения

   Учение (учеба) является особым видом деятельности, для которой конечное научение, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и сознательной целью. Как и в большинстве других видов деятельности, у учения существуют мотивы сознательные и неосознаваемые (плохо осознаваемые).

Основными сознательными мотивами учения являются:

- естественное стремления подготовиться к будущей профессиональной деятельности,

- стремление к познанию, расширению собственного кругозора (стремление стать умным и вообще развитым),

- стремление испытать свои силы и способности, проверить свой потенциал,

- выполнение своих обязанностей перед семьей, учителем, школой и государством,

- ограждение себя от наказаний со стороны родителей и других заинтересованных лиц,

- забота о чувствах своих близких (стремление не расстраивать, желание, чтобы гордились),

- узко-прагматические соображения (родители, например, могут обещать за хорошую учебу подарок).

Сознательный мотив всегда сопровождается в той или иной степени принятием цели. Ребенок говорит себе примерно следующее:

- "Да, я могу не учиться, но тогда не смогу, когда стану взрослым, стать космонавтом",

- "Можно, конечно, и прогулять сегодня школу, но тогда я стану плохим мальчиком, который всех обманул",

- "Это же кошмар какой будет, если я опять двойку получу!"

- "Ладно, буду я учить эти уроки, зато летом на новом велосипеде погоняю".

У первоклассников, в основной своей массе, при поступлении в школу наблюдаются и сознательные гедонистические мотивы. Они ожидают много новых положительных эмоций, удовольствия - от впечатлений, общения, от того, что они уже "как взрослые". Для очень многих наступает скорое разочарование, и ожидание удовольствия отходит на второй план. На первый план выходят другие сознательные мотивы, например ограждение себя от наказаний. В дальнейшем еще не раз у одного и того же ребенка будет происходит смена мотивов.

Еще в подростковом возрасте отдаленное будущее не является устойчивым источником сознательной мотивации. Редкий подросток систематически учит, например, английский язык, потому что собирается в дальнейшем работать переводчиком. У подростков на первом месте среди ценностей находится общение, отношения со сверстниками. Это обстоятельство является источником как мотивации, так и демотивации. Если в среде одноклассников учение уважается, подросток будет учиться с удвоенной энергией. Если учеба презирается - подросток может вообще прекратить учебу. Возможны и другие "расклады". Например, подросток может учиться хорошо для того, чтобы давать списывать своим друзьям и тем самым повышать авторитет.

В старших классах многие ученики уже обретают в качестве главного сознательного мотива стремление к подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Работа педагога, направленная на повышение уровня сознательной мотивации к учению, довольно сложная и непредсказуемая. Можно произнести очень много слов и не получить никакого результата. Но бывает и так, что одна фраза, сказанная учителем, буквально переворачивает всю ценностную систему ученика. Существенная задача педагога заключается в том, чтобы найти на каждом этапе развития самые адекватные для учащегося мотивы, соответственно преобразуя и переосмысляя задачу, которую он ставит перед ним. От педагога в этом плане требуется и значительный личный авторитет, и искренность, и терпеливость, и непредвзятость.

Для того, чтобы обучающийся включался в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

К числу сознательных мотивов условно можно отнести и интерес к содержанию предмета. Ребенок получает удовольствия от знаний в данной области, и поэтому охотно учится. Если спросить такого ребенка: "Почему ты охотно изучаешь историю?", то можно получить ответ: "Потому что интересно". Если в свою очередь спросить: "А почему тебе интересно?", то на этот вопрос будет уже смутный ответ. Вроде такого: "Я узнаю про разные страны, полководцев, которые раньше были". Корень интереса, конечно, на самом деле спрятан весьма глубоко, и поэтому отнести интересы к числу сознательных мотивов можно скорее условно. И сознательный выбор бывает далеко не всегда: просто ребенок делает то, что является для него непосредственным источником удовольствия.

На формирование сознательных мотивов влияет ряд факторов. Это могут быть и сугубо логические, разумные соображения, и гедонистические предпочтения. Также большое влияние на сдвиг в интересах оказывает развитие тех или иных способностей. Например, по мере продвижения к старшим классам все чаще выступает интерес к математике, к наукам, требующим логической работы мысли, в то время как в младших классах относительно более силен интерес к конкретному описательному и повествовательному материалу. Эти сдвиги интересов связаны с развитием способностей, в частности с ростом способности к рассуждению, к отвлеченному теоретическому мышлению.

Влияние способностей на сознательные мотивы объясняется, конечно, и тем, что ребенку хочется развить успех, раскрыть свои способности, стать уважаемым человеком, и тем, что хочется еще раз проверить свои силы, и тем, что он связывает свои способности с будущей профессиональной деятельностью. Но влияние способностей связано еще и с тем, что данный вид деятельности дается легче, без затруднений, даже приносит удовольствие. Со временем обучающийся дифференцирует свою учебу: там, где легче, он проявляет больше усилий, там, где сложнее, экономит силы.

Учение - довольно затратный процесс, требующий много времени, энергии и других ресурсов. Поэтому для активной учебы со стороны обучающегося требуется довольно высокая сознательная мотивация. Именно сознательная мотивация может долгие годы управлять учебной активностью. Однако существуют и неосознаваемые мотивы. Если сознательные мотивы сопровождаются выбором ("Я могу действовать и иначе, но буду делать так"), то неосознаваемые мотивы действуют по принципу: "Надо именно так, и не иначе". Часто такого рода мотивы иррациональны и/или основываются на бедной картине мира.

Неосознаваемые мотивы, в отличие от сознательных, довольно разные. Сложно даже выделить типичные и нетипичные неосознаваемые мотивы. В качестве примера такого мотива может быть страх. Например, ребенку может показаться, что своей плохой учебой он настолько расстроит свою мать, что она из-за этого может умереть. Это вполне реальная ситуация, если учесть, что ребенок мог уже сталкиваться с жизненной ситуацией, когда кто-то умирал от сердечно-сосудистых заболеваний, а окружающие говорили, что он умер из-за сильного расстройства.

В подростковом возрасте в качестве такого неосознаваемого мотива может выступать аттракция к учителю противоположного пола. Хотя бы на небольшой промежуток времени, но это тоже может повысить успеваемость по предмету.

Сознательные и неосознаваемые мотивы довольно легко меняются местами. Длительный сознательный мотив может перейти в устойчивую привычку с ощущением, что надо учиться обязательно, иначе будет плохо. Неосознаваемые мотивы обычно тоже довольно легко становятся сознательными. Часто это происходит на "излёте" действия неосознаваемого мотива. Переход в сознание означает появление выбора, что часто решается не в пользу мотива. Например, когда ребенок полностью осознает, что чего-то может совершенно не бояться, страх почти сразу перестает быть мотивом.

 


См. также

Детская психология Учение

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru