(от лат. infantilis - младенческий, детский) Сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойственен инфантилизм, при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.).
Форма расстройства личности, характеризующаяся физической астенией, низким уровнем энергии и быстрой утомляемостью, вялостью, а иногда повышенной чувствительностью, ассоциируемой с чертами навязчивости. Примечание. Термин, используемый в концепции неврастении, введен Бердом в 1869 г.
Делинквентность, патологическое вранье, ипохондрическая сверхзанятость, недостаток эмпатии, перверзные сексуальные фантазии, связанные с унижением своих врагов, неспособность установления осмысленных отношений со средой.
В психологии под личностными расстройствами понимается широкий спектр нарушений личностной сферы, мешающий человеку успешно социализироваться, жить в относительной гармонии с окружающими миром, способствующий постоянному напряжению эмоциональной сферы. Для понимания психологических механизмов личностных расстройств важно четко представлять критерии, отличающие личностные расстройства от иных: