- "Петров, ты как личность еще не состоялся" (Петров не готов к широкому, плодотворному и длительному включению в социальные отношения);
- "Лейтенант, необходимо срочно разъяснить личность разыскиваемого преступника" (его Ф.И.О., внешние данные, возраст, образование, профессию, контакты, психологические особенности, биография и т.д.);
- "Покойный был замечательной личностью" (его личностные особенности интересны, социальные связи богаты, покойный участвовал в важных событиях, его достоинства были широко признаны и т.д.);
- "Во дворе были замечены подозрительные личности" (обнаружены люди с сомнительными внешними характеристиками, необычным поведением).
Часто происходит отождествление слов "человек" и "личность". Например, можно было бы сказать: "Покойный обладал замечательной личностью", но чаще можно услышать: "Покойный был замечательной личностью". Фактически, оба варианта являются верными. Просто мы так часто и так много имеем дело именно с личностями других людей, что для нас личности и становятся самими людьми.
Мы не можем знать всего о другом человеке. Возможно, другой человек думает про нас очень плохо. Но внешне это никак не проявляется, и нам этого достаточно. Возможно, наш собеседник в интернете врет нам про свой пол и возраст, но мы довольствуемся тем, что собеседник оказывает реальную пользу. Интересно, что в латинском языке "личность" обозначается словом "persona". Основное значение этого слова у римлян было - "театральная маска" или "театральная роль" (соответствующая маске).
В психологии в целом термин "личность" также используется для обозначения "социального лица" человека. Разные психологи исследуют разные психические явления, и поэтому в определениях личности существует отсылка к разным психическим явлениям. Примеры:
Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).
Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).
Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (Кон).
Личность - субъект общественного поведения и коммуникации (Ананьев).
Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (Петровский).
Личность - человек как носитель сознания (Платонов).
Личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое (Парыгин).
Как можно заметить, лишь в определении К.К Платонова нет ни слова про социальное. Определение Рубинштейна тоже несколько выделяется: в нем речь идет вообще о внешних воздействиях.
Довольно популярно в психологии и представление о том, что личность это некоторая духовная целостность (солидность) человека. Так А.Г. Ковалев ставил вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
- темперамента (структуры природных свойств),
- направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
- способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
В таком подходе личность рассматривается как некоторое целостное ядро человека, возникающее из устойчивой взаимосвязи психических свойств личности. Это ядро обеспечивает устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. Такое представление плохо согласуется с распространенным пониманием слова "личность". Возможно, здесь лучше было бы подыскать иное слово.
В классической отечественной психологии довольно много усилий было приложено для изучения целостности, единства личности. Так, например, В.Н. Мясищев вывел, что единство личности характеризуется: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности, но и объективная динамика условий жизни). Сегодня проблема единства личности психологов не так занимает. Наоборот, можно констатировать, что сегодня человек и его личность чаще рассматривается как весьма динамичные системы, с обилием внутренних противоречий и конфликтов.
Если немного поиронизировать, то можно представить дело так. "Классическая цельная личность" никогда не сомневается в том, что делает, не испытывает угрызений совести из-за неверного поступка, поступает всегда предсказуемо. Имея в кармане лишние три рубля (в ценах 1961 г.), она не сомневается как их потратить: купить книгу или килограмм мяса. Такая она цельная личность. "Современная личность" во всем сомневается, на ее поступки влияет много факторов. Делая свой выбор, она может взвешивать все "за" и "против", а может действовать, полностью полагаясь на интуицию или советы знакомых, сведения из интернета. Первый человек идет всегда вперед, развивается. Второй - очень часто и быстро деградирует (например из-за пьянства).
В психологии раньше довольно много споров было вокруг того, как соотносятся понятия "личность" и "индивидуальность". Некоторые синонимизировали эти понятия. В самом деле, если личность это "социальное лицо", то не могут же быть у всех одинаковые личности. Для того мы и рассуждаем о личностях, чтобы отделить одних людей от других по важным, характерным свойствам. Другие (например Ананьев и его последователи) рассматривают индивидуальность как нечто иное, параллельное с личностью. "Личность" и "индивидуальность" это два теоретических конструкта, инструмента. Изучая человека с помощью одного инструмента, мы получаем одну картину. Используя другой инструмент, получаем другую картину. В любом случае, когда рассуждают об индивидуальности, то речь в больше степени идет об индивидуальном своеобразии человека, его сокровенных ценностях и смыслах его деятельности.
Если в широком обиходе понятие "личность" включает в себя все множество разнообразных характеристик человека, то в психологии в "личность" входят обычно лишь психические свойства:
- способности (готовность к проявлению успехов в той или иной сфере),
- темперамент (динамические характеристики поведения),
- характер (отношение к разным сторонам бытия, например к дружбе или труду),
- волевые качества (собранность, внутренняя свобода),
- эмоциональная сфера (склонность к тем или иным эмоциям, общая эмоциональность),
- мотивация (преобладание тех или иных потребностей, мотивов),
- направленность (интересы и склонности в определенных областях),
- ценности и социальные установки (некоторые базовые принципы) и другие.
В психологии личность рассматривается как сугубо человеческое явление. У животных, безусловно, тоже в наличии имеется и понимание индивидуальных особенностей друг друга, и сложное социальное устройство (например у обезьян или крыс). Однако у животных такие особенности заложены в основном в инстинктах. Человек, благодаря своему разуму и развитой речи, способен на построение очень сложных социальных систем и на гибкую адаптацию отдельных индивидов к ним. Человек также способен на долгосрочное планирование развития своей личности (какое он будет получать образование, как будет развиваться его карьера и отношения с другими людьми, на какой статус он претендует и какие потребуются ресурсы для поддержания статуса).
Также в психологии личность иногда рассматривается как основной регулятор поведения. Сосредоточив в себе такие качества, как мировоззрение, направленность, характер, способности, она самонаправляется на тот или иной путь.