Модель Карнеги

   Модель принятия решений в организации, основанная на создании коалиции менеджеров, проблемно-ориентированном поиске. Названа в честь университета Карнеги-Меллон. Модель применяется в стрессовых, конфликтных ситуациях, требующих принципиальных новаций в ведении бизнеса.

Модель разработана Ричардом Кайертом (Richard Cyert), Джеймсом Марчем (James March) и Гербертом Саймоном (Herbert Simon). В основе модели лежит ограниченно рациональный подход при принятии решений. Характерные особенности модели:

  • Признание невозможности принятия решением отдельным менеджером, к которому вся относящаяся к делу информация как в воронку просачивается.
  • Признание того, что в сложных случаях окончательный выбор менеджеры могут сделать только в коалиции, которая означает альянс между несколькими менеджерами, одинаково представляющими себе цели организации и приоритеты проблемы.
  • Коалиция может состоять из менеджеров совершенно различных подразделений, важных клиентов, представителей профсоюзов и других заинтересованных лиц, которые признают миссию организации.
  • Коалиция может состоять (и даже должна) из представителей конкурирующих подразделений (если таковые имеются).
  • Когда цели неясны и несовместимы, менеджеры не могут прийти к единому мнению о приоритетах проблем. Поэтому они непременно должны собраться вместе и решить какие проблемы следует решать в первую очередь.
  • Взаимные консультации менеджеров - участников коалиции.
  • Признание того, что насущные проблемы не могут быть проанализированы в полной мере (по крайней мере в настоящее время), что проблемы требуют в основном некоего принципиального решения, качественных изменений (а не количественных: "здесь усилить, здесь ослабить...").
  • Признание участниками коалиции того факта, что вряд ли коалиция сможет найти оптимальное решение проблемы, исходя из объективного положения вещей. Члены коалиции признают, что они работают над нахождением решения, которое будет восприниматься всеми участниками коалиции как удовлетворительное.
  • Участники занимаются проблемно-ориентированным поиском, сосредоточив внимание на насущных проблемах и быстром их решении. Проблемно-ориентированный поиск означает собственно то, что менеджеры ищут в непосредственно окружающей их обстановке решение, способное быстро нейтрализовать проблему.
  • Поскольку модель Карнеги ориентирована на решение стрессовых, конфликтных проблем, поэтому утверждается, что вполне достаточно найти удовлетворительное решение и что менеджеры обычно принимают первое удовлетворительное решение, всплывающее на поверхность.
  • На стадии идентификации проблемы очень важны дискуссии и споры. Без этого вряд ли возможно то, что все менеджеры проникнутся проблемой.

     


    Модель инкрементального процесса принятия решений
    Опора на серию мелких выборов, действие методом проб и ошибок, планирование следующих шагов на основе предыдущих (ориентация на сверхкраткосрочное планирование).

    См. также

    Принятие управленческих решений

     


    Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru 
  •