Интеллектуальное упражнение "Все познается в сравнении"

Название. Интеллектуальное упражнение "Все познается в сравнении"

Предназначение.

Выработка умения и привычки сравнивать между собой разного рода объекты, явления.

Качества. Интеллект

Содержание

Есть у нашего мышления такая базовая операция - сравнение. Сравнивается все, что угодно: люди, продукты питания, деловые ситуации, философские и религиозные учения, автомобили... Сравниваются, например, даже целые эпохи ("В советское время было так, а сейчас так...") или науки ("А мне кажется, что физика интереснее математики, она более жизненна..."). Можно сравнивать между собой даже собственные чувства ("Когда я встречаю Ивана Ивановича, то испытываю... А когда Петра Петровича, то...").

С помощью сравнения можно постичь если не все, то многое. И здесь важно то, что можно существенно развить свой интеллект через повышение качества операции сравнения. Это сделать совсем не сложно: стоит лишь освоить несколько простых правил, закрепив их на практике.

1. Сравнивайте по-спортивному. Пусть сравниваются вещи, находящиеся примерно в одинаковой "весовой категории". Не стоит сравнивать своего начальника с идеальным руководителем, первый всегда проиграет. Когда на ринге встречаются два боксера, то не говорят же: "В синем углу ринга и черных трусах Иван Иванович, а в красном углу ринга и смокинге идеальный боксер". Можно, конечно, сравнивать категорический императив Канта и прошлогодний снег, но результатом этого сравнения будет что-то вроде поэтической метафоры, а вам нужен результат, то есть некоторые полезные знания, выводы, отношение.

2. Сравнивайте объективно. Этот пункт тесно связан с предыдущим. В самом деле, спортивный арбитр-профессионал старается максимально отвлечься от собственного отношения к спортсменам, оценивает их по стандартному алгоритму. Арбитры тоже бывают разные, но еще - вроде бы - ни один из них не сказал: "Победил Иванов, потому что он мне нравится". Так и вы, чтобы не сравнивали - сравнивайте объективно.

3. Используйте критерии. И опять этот пункт связан со спортивной метафорой. Когда на ринг выходят два боксера, им устраивают состязание. Не было еще - вроде бы - такого, что вызвали на ринг двух боксеров и одного сразу же объявили победителем, без боя. Так и интеллектуальная операция сравнения состоит из состязания. И обычно это состязание состоит в том, что два объекта сравниваются по системе критериев. Выбирая пельмени, можно ориентироваться, например, на: цену, вкус (на основании прошлого опыта), содержание белка, калорийность, эстетический вид. Какие-то критерии более важные, какие-то - менее. В идеале при сравнении лучше использовать поправочные коэффициенты (коэффициенты значимости). Но в уме, без бумаги, это делать сложновато. Можно просто взять несколько основных критериев, откинув второстепенные.

4. Стремитесь к четкому результату. Не растягивайте сравнение во времени бесконечно. Начав сравнение, не останавливайтесь. Опять же, если вернуться к боксу, не бывает такого, что боксер или арбитр останавливает бой и говорит: "Ладно, что-то мне не нравится, как сегодня идет бой. Давайте завтра продолжим". И в конце должен быть четкий вердикт: "Итак... по вопросу какие пельмени сегодня купить... Пельмени в синей упаковке немного дороже, но в них значительно выше содержание белка, и мяса поэтому, скорее всего, тоже больше. Куплю я лучше их" или "Итак... по вопросу о том, чем отличаются тексты песен в популярной, рэп и рок-музыке... В популярной обычно поется про любовь. В рэпе - про ощущение собственной крутизны. В роке - про проблемы, социальные или личные".

Результат сравнения может быть не только количественный ("Сок полезнее пива"), но и качественный ("Сок от пива отличается высоким содержанием витаминов и полезных микроэлементов, но в пиве зато есть алкоголь, к которому у меня зависимость"). При получении качественного результата критерии используются тоже, хотя и не всегда явно ("Для меня важно здоровье, поэтому я оцениваю напитки по их пользе").

Итак, идеальное сравнение - 1) спортивно, 2) объективно, 3) критериально, 4) результативно. Это совсем не значит, что любое сравнение надо превратить в долгую и нудную рутину. Это не значит, что есть какой-то универсальный, общий алгоритм сравнения. Это значит лишь то, что вам - время от времени - надо задавать себе вопросы вроде таких:

- А когда я выбирал, куда пойти учиться, сравнивал ли вузы по-спортивному?

- А была ли я объективна, когда выбирала себе мужа?

- Почему я не использовал критерии, когда выбирал новый телефон, а просто поверил продавцу, что этот телефон - лучший?

- Я целый день сравнивала эти модели платьев, но так не пришла к однозначному выводу. Почему?

В качестве упражнения попробуйте сравнить:

- полезность для организма груш и яблок,

- эффективность руководителей-мужчин и руководителей-женщин,

- свои чувства к двум разным (но чем-то похожим) людям,

- русский и английский языки.

Попробуйте из этого опыта сделать какие-то свои выводы, запишите их.

Сравнивайте часто, сравнивайте много, сравнивайте всё.

Библиографическая ссылка

1. Интеллектуальное упражнение "Все познается в сравнении" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 16.01.2013. – Режим доступа: http://azps.ru/training/intelligence/vsyo_poznaetsya_v_sravnenii.html (16.01.2013).

 


См. также

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru