Коммуникативное упражнение "Мозговой штурм"

Название. Коммуникативное упражнение "Мозговой штурм"

Предназначение.

Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся использовать мозговой штурм (на примере выдуманной проблемы).

Качества. Коммуникативная компетенция

Содержание

Мозговой штурм - довольно распространенная процедура, особенно в западном менеджменте. Он рассматривается как один из важных инструментов бизнеса. Если организация желает быть "на волне", не отставать от конкурентов, а в чем-то их превосходить, то необходимо заботиться об инновациях, хочется этого или не хочется. А любая инновация начинается с идеи. А идеи приходят в голову людям. И чем больше людей вовлечены в процесс генерации идей, тем лучше. Особенно если это люди, близкие к проблемному полю. Поэтому многие активные руководители не жалеют ресурсов на то, чтобы сначала собрать идеи, а потом их отсеивать.

Одной из распространенных ошибок или недоработок является то, что для участия в мозговом штурме приглашаются не очень подготовленные участники: они могут быть в курсе того, что из себя представляет мозговой штурм, но у них нет еще опыта участия в мозговом штурме, может иметься ряд опасений. Желательно не пожалеть пару часов времени на адаптацию участников, если в таковой имеется необходимость. Для этого, собственно, и предназначено настоящее упражнение.

Ведущий предлагает участникам попробовать мыслить несколько более свободно, раскрепощенно, без оглядки на возможный результат. Предлагается научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по определенному руслу.

В практической психологии это называется свободным ассоциированием. Человек говорит все, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это ни казалось. Свободное ассоциирование первоначально использовалось в психотерапии, при анализе глубинных интересов и способностей человека. На сегодняшний день мозговой штурм широко используется для решения разного рода промышленных, административных и других задач.

Процедура мозгового штурма предельно проста. Собирается группа людей для того, чтобы "свободно ассоциировать" на заданную тему. Примеры производственных задач, решаемых с помощью мозгового штурма, можно приводить самые разные:

- как улучшить работу с посетителями?

- как получить кредит?

- как повысить производительность труда?

- как сократить издержки?

Каждый участник мозгового штурма предлагает все то, что приходит ему на ум и иногда не кажется относящимся к проблеме. Критика при этом полностью запрещена.

Цель мозгового штурма — получить как можно больше новых, оригинальных идей. Результат мозгового штурма можно изложить количественно: чем больше идей - тем лучше. Потом, после мозгового штурма, идеи будут анализироваться, обобщаться. Сейчас самое важное - собрать как можно больше идей.

Идеи тщательно записываются: иногда письменно, иногда аудио- визуальным способом. По окончании собственно мозгового штурма идеи критически оцениваются. Оцениваются, как правило, другой группой людей.

Один из авторов техники мозгового штурма Осборн в 1957 году изложил следующие психологические принципы мозгового штурма, направленные на активизацию творческого мышления участников:

1. Человек может придумать вдвое больше решений, когда работает в группе. Это работает так называемый эффект социальной фасилитации. В группе человек находится под воздействием многих различных решений. Мысль одного человека может стимулировать другого и т.д. - по цепочке. Однако эксперименты показывают, что наилучшие результаты дает чередование периодов индивидуального и группового мышления. Хотя мозговой штурм и подстегивает мысли участников, тем не менее размышление в более спокойной ситуации может поспособствовать нахождению более разумных, оригинальных решений.

2. Групповая ситуация вызывает соревнование между членами группы. Если соревнование не вырождается в откровенную вражду, оно способствует интенсификации творческого процесса, так как каждый участник старается превзойти другого в выдвижении новых предложений. Даже те участники, которые чувствуют себя некомпетентными и обычно предпочитают отмалчиваться, в ситуации, когда дозволено говорить любую глупость, вовлекаются в генерирование идей и раскрывают свои скрытые способности.

3. По мере увеличения количества идей повышается их качество. Обычно последние пятьдесят идей являются более полезными, чем первые пятьдесят. По мере мозгового штурма участники все более увлекаются и с каждой новой услышанной идеей все глубже проникаются в проблему.

4. Оптимальная продолжительность мозгового штурма - несколько дней (с перерывами, естественно). Обычно качество идей, предложенных участниками на последующих собраниях выше, чем на первом. Все поверхностные идеи можно собрать и на первом собрании. Однако хорошим идеям требуется некоторое время для обдумывания и созревания. Особенно это хорошо заметно в тех случаях, когда несколько участников, не сговариваясь, на втором или третьем собрании предлагают очень похожие идеи. Это показывает, что они думали, и мысли их сошлись в одном направлении.

5. Чем более ценна и важна идея, тем более ревностно ее автор будет следить за судьбой своего детища. Поэтому нет особенного смысла в тех мозговых штурмах, которые заканчиваются обсуждением идей, в котором участвует та же группа. Надо приглашать других людей. Возможно, заказчику мозгового штурма захочется, чтобы в эту группу входили эксперты, более компетентные (ну или хотя бы более ответственные) специалисты.

Объяснив участникам смысл мозгового штурма, ведущий предлагает "немного размяться" в этой технике. Он предлагает к обсуждению проблему. Желательно взять реалистичную проблему, не совсем "высосанную из пальца", с целым рядом аспектов, "подводных камней". Проблема должна быть игровой, то есть не затрагивать непосредственно чьи-то интересы из участников. Примеры проблем:

Как убедить голубей не гадить на памятники?

Как можно управлять погодой в бытовых условиях?

Что нужно сказать продавщице на рынке, чтобы она не обвесила?

В целом на упражнение отводится от сорока минут до двух часов. Это, разумеется, не полноценный производственный мозговой штурм. Мозговой штурм делится на три части: первое обсуждение (примерно 50% времени), размышление в тишине (примерно 20% времени), третье обсуждение.

Ведущий всячески следит за тем, чтобы участники не оценивали идеи друг друга. В конце штурма также оценка идей не производится. Это делается для того, чтобы настроить участников на нужный лад: в процессе мозгового штурма важен не результат, а сам процесс.

Библиографическая ссылка

1. Коммуникативное упражнение "Мозговой штурм" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 28.08.2013. – Режим доступа: http://azps.ru/training/communication/mozgovoy_shturm.html (28.08.2013).

 


См. также

Коммуникативные упражнения

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru