Коммуникативное упражнение "Дать название ситуации"

Название. Коммуникативное упражнение "Дать название ситуации"

Предназначение.

Процедура группового психологического тренинга. Участники пробуют дать название разным коммуникативным ситуациям. Упражнение направлено как на совершенствование способности дифференцировать коммуникативные ситуации в характерных признаках, так и на развитие языкового чутья.

Качества. Коммуникативная компетенция

Содержание

Ведущий вызывает трех добровольцев, отсаживает их несколько в стороне от остальной группы, но так, чтобы все хорошо видели друг друга. Добровольцам выделяются блокноты (или планшеты с листами бумаги) и ручки.

Объясняется суть упражнения:

- участники из основной группы должны по очереди (лучше в том порядке, в котором сидят) рассказать про некоторую коммуникативную ситуацию, которая с ними произошла в жизни (желательно выбрать необычную ситуацию),

- трое добровольцев представляют собой "жюри", которое должно как-то назвать каждую из этих ситуаций, для этого каждый из членов "жюри" в тайне от других делает пометку в своем блокноте,

- чтобы потом не забыть, какой ситуации какое название принадлежит, члены "жюри" сразу проставляют порядковый номер ситуации,

- желательно, чтобы название ситуации состояло из двух слов, обычно существительного и эпитета к нему, но в крайнем случае можно использовать три или четыре слова,

- примеры записей в блокноте: "1) деловая беседа", "4) добродушная болтовня", "7) провокационное внедрение",

- члены "жюри" держат все свои записи в тайне до конца последней ситуации.

Происходит это, таким образом, так: участники из основной группы по очереди делятся своими воспоминаниями, участники-"жюри" молча выставляют свои "диагнозы".

Когда все ситуации будут уже выслушаны, ведущий предлагает вспомнить первую, напоминает краткое содержание этой ситуации (если ведущий не надеется на свою память, надо самому делать пометки в блокноте). Пример: "Итак, первая ситуация - Надежда рассказала, как она встретила в туалете свою одноклассницу, с которой не виделась двадцать лет. Какие названия дало жюри для этой ситуации?"

Если мнение "жюри" кому-то не понятно, он может сразу задать уточняющий вопрос.

Если по какой-то ситуации двое или даже трое членов "жюри" дали одинаковое название, ведущий обязательно обращает на это внимание. Анализируется.

Если ведущему кажется, что какое-то название действительно очень точное, что оно отражает характерные черты ситуации, это стоит отметить.

Упражнение стоит провести еще хотя бы один раз, с новым "жюри". В новом цикле будут, скорее всего, рассказаны более замысловатые ситуации; названия тоже будут более оригинальными и точными.

Библиографическая ссылка

1. Коммуникативное упражнение "Дать название ситуации" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 25.11.2012. – Режим доступа: http://azps.ru/training/communication/dat_nazvanie_situacii.html (25.11.2012).

 


См. также

Коммуникативные упражнения

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru