Профадаптационная игра "Поиск выгоды"

Известно, что ценности творчества реализуются через один из основных видов человеческой деятельности – труд. Человек сам привносит определенный личностный смысл в свою работу, выражая в ней свои способности и индивидуальные особенности. Понимание смысла своего труда делает его значительно более продуктивным и творческим.

Предлагаемое вниманию видео-пособие разработано как учебно-методический материал в помощь специалистам профконсультантам и психологам, практическая деятельность которых связана с проблемами профессиональной ориентации и адаптации безработных граждан к существующему рынку труда.

Цель данного пособия – дать заинтересованным специалистам сведения о конкретных методиках и методических приемах, позволяющих облегчить безработному человеку процесс его профессионального самоопределения, помочь как можно быстрее адаптироваться на рынке труда, осознать собственные возможности и внутренние резервы для дальнейшего профессионального и карьерного роста.

Игра «Поиск выгоды» является авторским вариантом технологии групповой работы по профессиональной адаптации безработных граждан к целому спектру профессий, которые являются крайне востребованными на современном рынке труда. Стимульным материалом в игре выступают информационные профессиограммы, разработанные в 1998 году Российским учебным центром Министерства труда и социального развития.

Цель игры - дать возможность участникам смоделировать ключевые моменты и типовые ситуации, которые могут встретиться человеку в процессе освоения новой специальности, а также осознать, что при желании и творческом подходе в любой профессии есть свои выгоды, зона ближайшего профессионального развития и перспективы карьерного роста.

Задачами, решаемыми в процессе игры, можно считать активизацию мотивационной сферы, сферы ценностных ориентаций и адаптационных резервов участников. Помимо этого у каждого участника игры появляется возможность сформировать адекватную самооценку и целостное представление о себе как о личности, способной на творческое преодоление барьеров на пути профессионального самоопределения.

В видеопособии использованы эпизоды реальной игры, которая проводилась в программе обучающего семинара для психологов отделений и Управлений московской службы занятости на базе Государственного центра профориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения.

Во вступительной части участники игры в форме лекции-дискуссии тренером предлагается обсудить одну из наиболее распространенных концепций мотивации, иерархическую структуру основных категорий человеческих потребностей, представленной Абрахамом Маслоу:

-   физические потребности : еда, вода, отдых, секс;

-   в безопасности и уверенности в будущем : убежище, гарантии жизни;

-   социальные : в принадлежности к чему-либо, в социальном взаимодействии, привязанности, поддержке, принятии другими;

-   личностные или эгоистические : в уважении, в самоуважении, личных достижениях, компетентности, признании;

-   познавательные : знать, уметь, понимать, исследовать;

-   эстетические : в гармонии, симметрии, порядке, красоте, справедливости;

-   в самовыражении : в реализации потенциала и личностном росте.

В рамках проблем безработных людей, приходящих сегодня в московскую службу занятости, пирамида потребностей в процессе группового обсуждения может быть трансформирована следующим образом:

Физиологические потребности:

-   заработок, приработок,

-   еда,

-   одежда,

-   сон,

-   отдых,

-   здоровье,

-   физическая нагрузка;

Потребности в безопасности:

-   гарантии жизни,

-   уверенность в завтрашнем дне,

-   жилище,

-   страхование,

-   охрана;

Социальные потребности:

-   принадлежность к группе или делу,

-   социальное взаимодействие, общение,

-   статус «работающего человека»,

-   дружба,

-   любовь,

-   поддержка;

Личностные (или эгоистические) потребности:

-   независимость,

-   самоуважение,

-   самоутверждение,

-   одобрение, признание,

-   благодарность,

-   авторитет,

-   престиж,

-   статус;

Потребности в самоактуализации (самовыражении):

-   познание нового,

-   карьерные достижения, достижение жизненных целей,

-   творчество,

-   красота, гармония,

-   свобода,

-   самосовершенствование.

Участникам дается возможность выбрать в качестве стимульного материала одну из предлагаемых информационных профессиограмм востребованных на рынке труда профессий:

-   оператор котельной;

-   налоговый инспектор;

-   электрогазосварщик;

-   косметичка;

-   аппаратчик;

-   сестра милосердия;

-   эколог;

-   секретарь-референт;

-   дизайнер;

-   аудитор;

-   менеджер;

-   каменщик;

-   слесарь-сантехник и т.п.

и придумать рассказ (от первого лица) о том, как человек, когда-то бывший безработным, после переобучения на новую (в данном случае – выбранную) специальность попал в непривычную для себя профессиональную среду, адаптировался в ней и стал со временем истинным профессионалом.

По истечении времени на подготовку каждая подгруппа проводит презентацию выбранной профессии, перечисляя те выгоды, которые она может получить, став профессионалом в выбранной области.

По окончании рассказа – презентации профессии тренер подводит итоги игры. При этом остальная группа выступает в роли экспертов, отслеживающих реальность достижения удовлетворения предъявляемых потребностей в данной профессии.

В поисках смысла своей жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора собственного пути, дороги, по которой он будет двигаться. Делая выбор и принимая решения, человек должен, осознавая опыт прошлого, отражать настоящее и видеть перспективы будущего.

Надеемся, что профориентационная игра «Поиск выгоды» поможет участникам, попавшим в ситуацию профессионального кризиса, сделать правильный выбор пути своего дальнейшего профессионального роста.

 


См. также

Упражнения личностного роста

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru