Основные процедуры тренинга умений

   Существует множество различных видов групп тренинга умений. Большинство этих групп базируется на бихевиоральных (поведенческих) методах. Такие группы занимаются выработкой важных жизненных умений. Чаще всего, возможно, речь идет о развитии уверенности в себе.

Впервые тренинг уверенности в себе был изложен в книге "Your Perfect Right" (Alberti, Emmons, 1974). Ее авторы находились под влиянием движения за активизацию человеческого потенциала и системы ценностей гуманистической психологии, которыми проникнуто большинство групповых подходов. Альберти и Эммонс взяли метод поведенческой терапии, используемый для лечения невротических тревожных состояний, и преобразовали его в бихевиорально-гуманистический подход для повышения самооценки.

Теоретически тренинг уверенности в себе развился из условно-рефлекторной терапии Эндрю Солтера (1949), который был лабораторным бихевиористом и свои работы основывал на исследованных Павловым процессах возбуждения и торможения. Солтер предположил, что у неуверенных в себе индивидуумов заторможенный тип личности, и эта особенность развилась в процессе научения, когда их наказывали за нежелательное неадаптивное поведение.

Солтер начал разрабатывать методы активации процесса возбуждения в мозгу и снижения (снятия обусловливания) тормозной тревожности. Эти методы со временем трансформировались во многие методы современного тренинга уверенности в себе. Примером может служить акцент на прямом выражении чувств, названный им "чувственный разговор".

В 1958 году Джозеф Вольп применил термин "уверенность в себе" к открытости в межличностных отношениях. Он заметил, что многие не способны выражать соответствующие чувства и демонстрировать эмоции и переживания в межличностных отношениях из-за состояния тревоги. Вольп пришел к выводу, что уверенное выражение людьми своих чувств и мыслей в определенной социальной ситуации может способствовать преодолению страха. Логическим обоснованием этого метода является принцип реципрокного торможения Вольпа: "Если при наличии вызывающего тревогу стимула может быть осуществлено ответное торможение тревоги, связь между этим стимулом и тревогой будет ослаблена".

Со временем группы преодоления страха и группы тренинга уверенности в себе вышли далеко за рамки начальных понятий Солтера и Вольпа. Ландж и Якубовски в 1976 году выделили в зависимости от структуры групповых занятий четыре типа групп уверенности в себе:

1) группы, организованные вокруг серии специфических упражнений ролевой игры;

2) группы, в которых каждое занятие посвящено определенной теме, например, научению тому, как осуществить конструктивную критику;

3) группы, объединяющие ролевую игру со множеством других процедур, таких, как расширение самосознания, тренинг родительской эффективности, тренинг борьбы за справедливость, тренинг разрешения конфликтов или анализ трансакционно-аналитического сценария;

4) относительно неструктурированные группы, проводимые в соответствии с текущими потребностями конкретных участников.

В таких группах часто используют личностные опросники описания уверенности в себе, например Рейзаса. Можно сказать, что в обязанности руководителя группы входит, как минимум, вести с участниками диалог, помогающий выявить и точно определить проблемы уверенности в себе, испытываемые каждым членом группы. Участников поощряют оценивать собственное поведение и приводить примеры из своей жизни, иллюстрирующие уверенность в себе или ее отсутствие. Руководители терпеливо объясняют природу уверенного поведения, его отличие от неуверенного и агрессивного поведения. Они подчеркивают отрицательные последствия неуверенного поведения, утверждают, что уверенное поведение увеличивает возможность выбора и контроль над собственной жизнью. Уверенность в себе ведет к росту самоуважения.

Многие участники не представляют себе точно, чем же отличается неуверенное поведение от уверенного, а также агрессивного. Неуверенный в себе человек сдерживает чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений. Агрессивный человек нарушает права других путем доминирования, унижения и оскорбления. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет чужого самоуважения. Различие между неуверенным, уверенным и агрессивным ответами проясняется путем обсуждения в группе специфических ситуаций и обмена мнениями.

Также многие участники испытывают сомнения в том, что уверенное поведение поощряется социальной средой. Им может казаться, что быть неуверенным это как раз то, что надо для жизни в социуме. Эту особенность надо преодолевать в процессе тренинга умений. И здесь, как и в большинстве других вопросов, ключевую роль играет руководитель тренинга, который должен показать, убедить участников в социальной ценности уверенного поведения.

Неуверенные люди часто сомневаются в своих правах. Келли (1979) составил перечень основных прав человека, которые поддерживают уверенность в себе:

- право быть одному,

- право быть независимым,

- право на успех,

- право быть выслушанным и принятым всерьез,

- право получать то, за что платишь,

- право иметь права, например право действовать в манере уверенного в себе человека,

- право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным,

- право просить то, чего хочешь,

- право делать ошибки и быть ответственным за них,

- право не быть напористым.

Члены группы в результате работы должны отчетливо понимать, что понятия уверенность и права тесно связаны между собой. Показывается, что уверенность в себе не надо путать с межличностной нечувствительностью, что она не ограничивается выражением негативных чувств.

Таким же действенным компонентом тренинга уверенности в себе является обучение проявлять инициативу, в том числе выражению позитивного, заботливого отношения к другим.

Руководитель также обращает внимание участников на то, что право и способность действовать с уверенностью в себе не подразумевают необходимости действовать однотипно в любой ситуации. Уверенность это довольно разноплановая особенность поведения. Иногда следует поддаваться лишь голосу разума, иногда можно отдаться своим эмоциям. В одних ситуациях следует стремиться доминировать, в других – быть на равных, в третьих – вести себя пассивно, зависимо.

Ландж и Якубовски в 1976 году выделили шесть типов утверждений, выражающих уверенность в себе. Базовым утверждением является простое выражение чувств, мыслей, мнений и прав: "Я хотел бы сейчас уйти", "Вы мне очень нравитесь". Эмпатическое утверждение указывает на осознание чувств и позиции другого человека: "Я знаю, ты хочешь, чтобы мы пошли вместе, но на этот раз я хочу побыть один" (передается эмпатическое понимание и уверенная позиция). Растущая уверенность в себе развивается постепенно - от минимально уверенных, относительно не требующих усилий высказываний до более категоричных утверждений, когда минимальный ответ неэффективен. Например, обращение к кому-нибудь в кинотеатре с просьбой говорить потише. Конфронтирующее утверждение используется, когда слова не соответствуют действиям, и включает описание того, что люди собирались сделать, что они фактически сделали и чего хочет говорящий. Пример конфронтирующего утверждения: "Я понял, что ты принесешь деньги сегодня. Теперь ты говоришь, что денег не принес. Я хочу знать, почему у тебя нет с собой денег и когда они будут у тебя". В монологическом утверждении говорящий должен объективно описать поведение другого, указать на результат его действий, описать свои собственные чувства и сказать, чего он хочет. Этот тип утверждения, выражающего уверенность в себе, особенно полезен для того, чтобы поделиться с другими отрицательными чувствами. Примером монологического утверждения может служить следующее высказывание: "Вчера вечером ты опять не вымыла тарелки. Когда я привел своего знакомого домой, на кухне был беспорядок, я смутился и расстроился. Я хотел бы, чтобы ты делала свою часть домашней работы вовремя". Наконец, убеждающее утверждение должно быть своевременным и тактичным, чтобы оказать влияние в группе без проявления агрессивности.

Литература

Рудестам К. Э. Групповая психотерапия.

 


См. также

Группы тренинга умений

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru