Впервые тренинг уверенности в себе был изложен в книге "Your Perfect Right" (Alberti, Emmons, 1974). Ее авторы находились под влиянием движения за активизацию человеческого потенциала и системы ценностей гуманистической психологии, которыми проникнуто большинство групповых подходов. Альберти и Эммонс взяли метод поведенческой терапии, используемый для лечения невротических тревожных состояний, и преобразовали его в бихевиорально-гуманистический подход для повышения самооценки.
Теоретически тренинг уверенности в себе развился из условно-рефлекторной терапии Эндрю Солтера (1949), который был лабораторным бихевиористом и свои работы основывал на исследованных Павловым процессах возбуждения и торможения. Солтер предположил, что у неуверенных в себе индивидуумов заторможенный тип личности, и эта особенность развилась в процессе научения, когда их наказывали за нежелательное неадаптивное поведение.
Солтер начал разрабатывать методы активации процесса возбуждения в мозгу и снижения (снятия обусловливания) тормозной тревожности. Эти методы со временем трансформировались во многие методы современного тренинга уверенности в себе. Примером может служить акцент на прямом выражении чувств, названный им "чувственный разговор".
В 1958 году Джозеф Вольп применил термин "уверенность в себе" к открытости в межличностных отношениях. Он заметил, что многие не способны выражать соответствующие чувства и демонстрировать эмоции и переживания в межличностных отношениях из-за состояния тревоги. Вольп пришел к выводу, что уверенное выражение людьми своих чувств и мыслей в определенной социальной ситуации может способствовать преодолению страха. Логическим обоснованием этого метода является принцип реципрокного торможения Вольпа: "Если при наличии вызывающего тревогу стимула может быть осуществлено ответное торможение тревоги, связь между этим стимулом и тревогой будет ослаблена".
Со временем группы преодоления страха и группы тренинга уверенности в себе вышли далеко за рамки начальных понятий Солтера и Вольпа. Ландж и Якубовски в 1976 году выделили в зависимости от структуры групповых занятий четыре типа групп уверенности в себе:
1) группы, организованные вокруг серии специфических упражнений ролевой игры;
2) группы, в которых каждое занятие посвящено определенной теме, например, научению тому, как осуществить конструктивную критику;
3) группы, объединяющие ролевую игру со множеством других процедур, таких, как расширение самосознания, тренинг родительской эффективности, тренинг борьбы за справедливость, тренинг разрешения конфликтов или анализ трансакционно-аналитического сценария;
4) относительно неструктурированные группы, проводимые в соответствии с текущими потребностями конкретных участников.
В таких группах часто используют личностные опросники описания уверенности в себе, например Рейзаса. Можно сказать, что в обязанности руководителя группы входит, как минимум, вести с участниками диалог, помогающий выявить и точно определить проблемы уверенности в себе, испытываемые каждым членом группы. Участников поощряют оценивать собственное поведение и приводить примеры из своей жизни, иллюстрирующие уверенность в себе или ее отсутствие. Руководители терпеливо объясняют природу уверенного поведения, его отличие от неуверенного и агрессивного поведения. Они подчеркивают отрицательные последствия неуверенного поведения, утверждают, что уверенное поведение увеличивает возможность выбора и контроль над собственной жизнью. Уверенность в себе ведет к росту самоуважения.
Многие участники не представляют себе точно, чем же отличается неуверенное поведение от уверенного, а также агрессивного. Неуверенный в себе человек сдерживает чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений. Агрессивный человек нарушает права других путем доминирования, унижения и оскорбления. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет чужого самоуважения. Различие между неуверенным, уверенным и агрессивным ответами проясняется путем обсуждения в группе специфических ситуаций и обмена мнениями.
Также многие участники испытывают сомнения в том, что уверенное поведение поощряется социальной средой. Им может казаться, что быть неуверенным это как раз то, что надо для жизни в социуме. Эту особенность надо преодолевать в процессе тренинга умений. И здесь, как и в большинстве других вопросов, ключевую роль играет руководитель тренинга, который должен показать, убедить участников в социальной ценности уверенного поведения.
Неуверенные люди часто сомневаются в своих правах. Келли (1979) составил перечень основных прав человека, которые поддерживают уверенность в себе:
- право быть одному,
- право быть независимым,
- право на успех,
- право быть выслушанным и принятым всерьез,
- право получать то, за что платишь,
- право иметь права, например право действовать в манере уверенного в себе человека,
- право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным,
- право просить то, чего хочешь,
- право делать ошибки и быть ответственным за них,
- право не быть напористым.
Члены группы в результате работы должны отчетливо понимать, что понятия уверенность и права тесно связаны между собой. Показывается, что уверенность в себе не надо путать с межличностной нечувствительностью, что она не ограничивается выражением негативных чувств.
Таким же действенным компонентом тренинга уверенности в себе является обучение проявлять инициативу, в том числе выражению позитивного, заботливого отношения к другим.
Руководитель также обращает внимание участников на то, что право и способность действовать с уверенностью в себе не подразумевают необходимости действовать однотипно в любой ситуации. Уверенность это довольно разноплановая особенность поведения. Иногда следует поддаваться лишь голосу разума, иногда можно отдаться своим эмоциям. В одних ситуациях следует стремиться доминировать, в других - быть на равных, в третьих - вести себя пассивно, зависимо.
Ландж и Якубовски в 1976 году выделили шесть типов утверждений, выражающих уверенность в себе. Базовым утверждением является простое выражение чувств, мыслей, мнений и прав: "Я хотел бы сейчас уйти", "Вы мне очень нравитесь". Эмпатическое утверждение указывает на осознание чувств и позиции другого человека: "Я знаю, ты хочешь, чтобы мы пошли вместе, но на этот раз я хочу побыть один" (передается эмпатическое понимание и уверенная позиция). Растущая уверенность в себе развивается постепенно - от минимально уверенных, относительно не требующих усилий высказываний до более категоричных утверждений, когда минимальный ответ неэффективен. Например, обращение к кому-нибудь в кинотеатре с просьбой говорить потише. Конфронтирующее утверждение используется, когда слова не соответствуют действиям, и включает описание того, что люди собирались сделать, что они фактически сделали и чего хочет говорящий. Пример конфронтирующего утверждения: "Я понял, что ты принесешь деньги сегодня. Теперь ты говоришь, что денег не принес. Я хочу знать, почему у тебя нет с собой денег и когда они будут у тебя". В монологическом утверждении говорящий должен объективно описать поведение другого, указать на результат его действий, описать свои собственные чувства и сказать, чего он хочет. Этот тип утверждения, выражающего уверенность в себе, особенно полезен для того, чтобы поделиться с другими отрицательными чувствами. Примером монологического утверждения может служить следующее высказывание: "Вчера вечером ты опять не вымыла тарелки. Когда я привел своего знакомого домой, на кухне был беспорядок, я смутился и расстроился. Я хотел бы, чтобы ты делала свою часть домашней работы вовремя". Наконец, убеждающее утверждение должно быть своевременным и тактичным, чтобы оказать влияние в группе без проявления агрессивности.