Понятиями, релевантными группам тренинга умений, так же как и всем поведенчески ориентированным группам, являются понятия измерение и оценка. Со времени, когда экспериментальные психологи начали измерять простые связи стимула и реакции в контролируемых лабораторных условиях, поведенческая модель придерживается исследовательской ориентации. Важно не только знать, что что-то изменилось, но и продемонстрировать это изменение, а также связать его с предшествующими переменными. В поведенческих группах не является необычным использование различных тестов, проводимых в форме "бумага - карандаш", измерительных устройств и наблюдений поведения для контроля развития на протяжении всего курса занятий.
Проблемы участников четко характеризуются по их частоте и интенсивности. Большинство проблем отражает либо избыток чего-либо (слишком много курит, спорит, испытывает сильный страх), либо недостаток (слишком мало спит, занимается, нуждается в близких, интимных контактах). Членов группы поощряют учиться самонаблюдению и записывать данные о себе. Ответы подсчитываются, хронометрируются или оцениваются, а для их объективного анализа используются шкалы и контрольные перечни. Членам групп важно также сознавать, что проблемы нарушения поведения существуют в контексте окружающей среды. Тревожный человек, возможно, не всегда тревожен, его внутреннее состояние в большей или меньшей степени может зависеть от сиюминутных случайностей (Mischel, 1973). Или, как сказал один ученый: "Среди друзей я - душа общества, а дома бываю "зажат"".
Измерение ответа включает описание условий, при которых он происходил. Например, если кто-то признается в боязни публичных выступлений, важно определить, какова степень этого страха, как и при каких обстоятельствах он проявляется. Для измерения этих переменных используются такие приемы, как описания страха, которые оценивают чувство тревоги в соответствующих ситуациях; оборудование, записывающее физиологические показатели страха и тревоги (частота сердечных сокращений, пульс, выделение пота); поведенческие упражнения, например опыт произнесения речи перед слушателями и его оценка.
В успешно проводимой группе проблематичное поведение участников периодически измеряется с начала и до конца групповой программы. Начальные измерения используются для определения точки отсчета по частоте возникновения, длительности и интенсивности проблемы до начала занятий. Успех группового опыта может быть оценен по степени отклонения соответствующих видов поведения от точки отсчета к концу занятий. Для установления того, что изменения обусловлены именно групповым опытом, а не статистической регрессией или внетерапевтическими факторами, такими, например, как влияния переживаний, не связанных с лабораторным контекстом, могут применяться различные экспериментальные схемы. В большинстве из них используются контрольные группы клиентов, не имеющие опыта участия в группах тренинга умений или получившие другой вид группового опыта. Например, для измерения проблематичного поведения участников используются схемы временных серий - статистические методы измерения изменений среди небольшого числа субъектов за определенный отрезок времени при отсутствии контрольной группы (Hersen & Barlow, 1976).
по мотивам книги К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия"