Описывал, какую активную роль
играет руководитель группы
уверенности в себе в ориентации
участников на тему, определении
проблем, осуществлении специальных
процедур изменения и в оценке их
эффективности. Руководитель
опирается на моделирование,
десенсибилизацию, когнитивное
переструктурирование и репетицию
поведения, а также облегчает
групповое поведение путем
предоставления участникам
открытой и честной обратной связи и
подкрепления поведения участников
в направлении достижения их целей.
Опытные руководители стараются
также изменить групповые нормы,
стили коммуникации и паттерны
поведения, для того чтобы поощрять
участников помогать друг другу и
дать им более или менее равные
возможности в работе. Постепенно
психотерапевт может становиться в
меньшей степени руководителем, а в
большей - консультантом, в то время
как участники берут на себя
ответственность за собственное
развитие и применение своих умений
вне группы.
Руководители групп используют
ряд специфических методик,
уникальных для тренинга
уверенности в себе. Например,
методика "испорченная
пластинка" - отстаивание своей
позиции, несмотря на давление и
критику со стороны других,
добивающихся уступки или
компромисса. Не прибегая к обороне
или объяснениям, участники могут
повторять свои требования или
отстаивать свою точку зрения.
Более противоречивой является методика "наведения тумана", предложенная Мануэлем Смитом (Smith, 1975]. Применяется она в ситуациях, когда рекомендуется дать пассивный ответ на настойчивую критику или придирки. Участник, играющий роль "наводящего туман", признает, что высказанные ему претензии могут иметь какой-то резон, но в то же время прямо не касается вопроса и не соглашается полностью с критикующим. Например, когда мать говорит: "Ты никогда не знаешь, как одеться со вкусом", участник может ответить: "Может быть, ты права, мама, я не очень знаю, как одеваться модно". Дальше мать продолжает: "Когда ребята видят тебя, держу пари, они думают, что ты бродяга" - участник отвечает: "Может быть, ты и права". Сложность этой методики заключается в том, что, хотя она может предотвратить конфликт, это в основном манипулирующая и неискренняя коммуникация, ничего не дающая для улучшения дальнейших взаимоотношений между людьми.
Эти методики могут использоваться в группах тренинга уверенности в себе в качестве упражнений для овладения соответствующим умением или для решений конкретных проблем. Руководитель группы может создавать и использовать многие другие методики в дополнение к стандартным процедурам.
по мотивам книги К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия"