Гештальттерапия была разработана Ф. Перлзом и является оригинальным методом психотерапии и роста личности. Перлз был терапевтом с уникальной интуицией и чувствительностью, его яркая, незаурядная личность, а также вызывающий стиль в глазах многих людей носили отпечаток большой самонадеянности. В настоящее время руководители групп, занимаются ли они только гештальттерапией или заимствуют некоторые ее приемы, принимают те теоретические понятия гештальттерапии и используют те ее техники, которые в наибольшей степени соответствуют их стилю.
Один из вкладов Перлза в гештальттеорию состоит в создании молитвы гештальтиста:
Я делаю свое, а ты
делаешь свое.
Я живу в этом мире не для того, чтобы
соответствовать твоим ожиданиям.
А ты живешь в этом мире не для того,
чтобы соответствовать моим.
Ты это ты, а я это я.
И если нам случится найти друг
друга - это прекрасно.
Если нет, этому нельзя помочь.
Философский смысл молитвы отражает понимание Перлзом проблем ответственности за самого себя и осознания самого себя. Она прямо говорит о нежелании брать ответственность за чью-то жизнь при достижении своих собственных личностных целей, даже зная, кто этот другой человек. Заложенное в молитве представление об "опоре на себя", "саморегуляции" предполагает относительную свободу от социальных ограничений. Это как бы ответ на давление общества и семьи, направленное на то, чтобы человек подчинялся условностям и соответствовал ожиданиям значимых других. К сожалению, молитва гештальтиста очень часто искажается как руководителями, так и членами группы. Утверждение "Я делаю свое. а ты делаешь свое" используется для обоснования отсутствия восприимчивости к чувствам и желаниям других. Перекладывая ответственность за боль и развитие на плечи членов группы, эгоцентричный руководитель как бы оправдывает себя за недостаток внимания к проблемам других. В некотором смысле эта молитва является антигештальтистской; она фокусирует наше внимание на независимости без оценки нашей же зависимости, которая необходима для удовлетворения наших желаний и обеспечения нашего личностного роста. Суммируя данные об эффекте гештальтгрупп, Гринвальд (Greenwald, 1976) отметил, что некоторые гештальтгруппы "становятся токсичными" из-за их чрезмерного давления на участников, переоценки сильных эмоциональных переживаний и опыта катарсиса. Заботливый руководитель группы может обеспечить более высокий уровень осознания самих себя и более высокую готовность к принятию рискованных решений, чем неприступный и автократический руководитель.
Во многом антиинтеллектуальная позиция Перлза, отражаемая в утверждении типа "забудь о своем уме и доверься чувствам", так же довольно часто искажается и упрощается. Среди руководителей гештальтгрупп существует тенденция игнорировать рациональное мышление и
Исследований по гештальтподходу явно недостаточно. Прохазка (Prochaska, 1979) в своем обзоре по геш-тальтгруппам указывает на противоречивость исследовательских результатов. Одни исследования отмечают у членов групп значительный личностный рост после участия в гештальтгруппах, другие - минимальный эффект. Обследование 60 студентов университета показало, что опыт гештальттерапии во время семинарских занятий способствовал самоактуализации при измерении их поведения с помощью опросника личностной ориентации (Foulds & Hannigan, 1977). Последние исследования обращают внимание на то, что гештальтметодики ведут к расширению осознания самих себя (Greenberg & Clarke, 1979), усиливают эмпатию, чувство понимания себя другими, автономность, а также увеличивают глубину переживаний и способность к контакту и уменьшают отчужденность между членами группы (Anderson, 1978).
Для развития этого популярного, обладающего большими потенциальными возможностями подхода требуется гораздо больше, чем в настоящее время, эмпирических исследований его эффективности. Гештальттерапия оказывает воздействие на практику многих психотерапевтов - руководителей групп и остается оригинальным методом исследования личности и обеспечения ее роста.
по мотивам книги К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия"