Методика "двух стульев"

   Методика "двух стульев" была разработана в рамках гештальттерапии, в которой в настоящее время в основном и используется. Работа по методике "двух стульев" - это упражнение с использованием "горячего места", которое большей частью довольно эффективно исследует функции контакта.

Имеется определенное сходство методики "двух стульев" в гештальттерапии и использованием "вспомогательных "Я"" в психодраме. В психодраме однако данное упражнение позволяет повторно пережить болезненное событие, а гештальтметодика направляет участника на воссоздание обеих сторон конфликта и на установление диалога между ними.

В методике "двух стульев" участник полностью переживает оба компонента своего "Я", включая и тот, что обычно отрицается или не осознается из-за его неприятного характера. После осознания противоположности становится проще интегрировать эти две части в своей личности.

Для понимания процессов, которые происходят как в данной методике, так и во всей гештальттерапии, важно понимать, что формирование и завершение гештальтов зависит в первую очередь от способности индивидуума четко определять свои потребности и вступать в контакт с окружением, для того, чтобы их удовлетворить. Контакт определяется действием двух различных способностей:

- способность четко разграничивать окружение и свое "Я",

- способность четко разграничивать и описывать различные аспекты своего "Я".

В основе внутренних конфликтов заложены невротические механизмы - дефектные, запутанные взаимодействия со средой, при которых особенности человеческой личности могут:

- "опутываться" (как при патологическом слиянии и интроекции),

- "рассыпаться на фрагменты и отрицаться" (как при проекции и ретрофлексии).

В гештальтгруппах чаще всего в качестве примера противоположности рассматривается конфликт между "нападающим" и "защищающимся". Первый интроецирует родительские поучения и ожидания, которые диктуют ему, что он должен делать. "Защищающийся" же постоянно саботирует эти манипуляции со стороны "нападающего", говоря: "Я стараюсь изо всех сил. Я ничем не могу помочь".

Когда доминирует "нападающий", то член группы может быть недоволен чувством, заставляющим его достигать совершенства почти во всех делах. Когда же доминирует "защищающийся", то создается впечатление, что человек никогда не сможет закончить ни одного дела.

Собственно основная задача методики и состоит в выделении наиболее слабого компонента этого конфликта. После этого происходит усиление его до такой степени, когда оба компонента могут вступить в диалог на равных.

Предположим, имеется участник группы, который всегда опаздывает. Участник садится на первый стул и разговаривает с позиций "защищающегося" (напротив него как бы сидит воображаемый "нападающий"). "Защищающийся" может плакать, оправдываться и объяснять свои постоянные опоздания. Через минуту участник садится на второй стул и уже с позиций "нападающего" начинает поучать "защищающегося". "Нападающий" может спорить, настаивать, требовать.

После этого участник опять меняет место, продолжая "диалог". Так продолжается до тех пор, пока полярные точки конфликта не будут прочувствованы до конца и диалог не придет к своему завершению. Участнику при этом не предлагается выбрать что-то одно между этими двумя группами потребностей. Цель "диалога" - "закончить" в настоящем ситуации, не законченные в прошлом.

Должно произойти "оживление" процесса формирования и завершения гештальта. Разрешение конфликта может потребовать компромисса между двумя группами потребностей или одобрительного принятия отрицательного компонента своего "Я". Положительное изменение происходит тогда, когда кто-то становится самим собой, а не тогда, когда он пытается быть тем, кем он не является.

Методика "двух стульев" может проводиться как в групповой, так и индивидуальной работе психолога или психотерапевта с клиентами. В групповой работе участники-наблюдатели, стараясь понять внутренний конфликт другого человека, могут тем самым разобраться и в своем внутреннем конфликте.

Групповая работа может накладывать свой отпечаток, где-то мешая, где-то способствуя успеху упражнения. Участники с выраженными демонстративными склонностями могут слишком сильно играть на публику, изображая диалог. Застенчивые люди могут постараться быстрее закончить "диалог", изобразив удачное разрешение внутреннего конфликта.

Литература

Рудестам К.Э. Групповая психотерапия

 


См. также

Гештальтгруппы

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru