Профориентация

Профориентация - Помощь молодому поколению (но также и отдельным взрослым личностям) в выборе профессии и вообще в профессиональном самоопределении и становлении.

Актуальность профориентационной работы состоит в том, что большинство старшеклассников испытывает весьма серьезные проблемы с выбором профессии, а также с выбором способа получения профессии (специальности). Эти сложности связаны в основном с неразвитым еще мировоззрением, а также с непониманием того, какие вообще требования предъявляют те или иные профессии к людям.

В отечественной профориентации уже многие годы самой популярной является модель выбора профессии, предложенная Е. А. Климовым "Хочу - Могу - Надо". Под "Хочу" понимается работа с интересами и склонностями подростка (в каких областях он проявляет интерес, к каким видам деятельности вообще склонен). Под "Могу" понимается работа со способностями подростка и медицинскими противопоказаниями. Здесь специалист по профориентации помогает подростку понять, в каких областях деятельности (предположительно) он может добиться наилучших успехов, сможет ли он вообще работать по выбранной профессии. Под "Надо" подразумевается информирование подростка о востребованных сейчас на рынке труда профессиях, условиях работы, зарплатах и т.п.

Кроме выбора профессии перед профориентатором может еще стоять задача помочь подростку с выбором образовательной организации или даже образовательного маршрута (сначала освоить такую-то профессию, потом другую...)

 


Адаптация учащихся профильных классов
Психофизиологические, психологические, социальные аспекты адаптации учеников профильных классов общеобразовательных школ.
Единая технология обеспечения профориентационным минимумом выпускников школ
Целостная система доведения гарантированного государством минимума по профориентации до всех выпускников школ.
Как выбрать профессию
Несколько важных советов по тому, как правильно выбрать профессию.
Клуб ищущих работу
Программа для безработных граждан и лиц, ищущих работу, функционирующая в системе службы занятости населения с целью социально-профессиональной адаптации безработных, обучения их технике эффективного поиска работы и формирования активной позиции на рынке труда.
Конкурентоспособность на рынке труда
Соответствие качества предлагаемой рабочей силы спросу работодателя.
Методология профессиональной ориентации
Учение об основных положениях, структуре и методах исследования научных проблем профессионального самоопределения и о совершенствовании практических методов воздействия на молодежь с целью оптимизации интересов личности и общества в вопросах выбора профессии.
Направления деятельности по профессиональной ориентации
Профессиональная активизация, профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональное воспитание (развитие), профессиональный подбор, профессиональный отбор, социально-профессиональную адаптацию.
Невидимые барьеры в отношениях квалифицированных специалистов и работодателей
От субъективности к объективности.
Описания профессий
Описания профессий (профессиограммы).
Ошибки в выборе профессии
Затруднения в выборе профессии, связанные с субъективными искажениями либо недостаточностью информации; затруднениями при оценке своих индивидуально-психологических особенностей; несформированностью ряда качеств, необходимых для осуществления процесса подготовки и принятия решения; с объективной сложностью и неопределенностью ситуации выбора и "вредными" влияниями, исходящими из окружающей среды.
Программа "Эффективное поведение на рынке труда"
Образовательная профориентационная программа, направленная на формирование навыков и способов эффективного поведения на рынке труда: определение целей поиска работы, осуществление телефонного звонка и визита к работодателю с целью трудоустройства, составление профессионального резюме, поискового письма, объявления о поиске работы и др. документов, прохождения испытаний при приеме на работу, осуществление поиска работы с помощью сети Интернет и другое.
Проектирование профессионального пути
Процесс создания профессионального проекта, включающий оценку исходной ситуации (внутренних возможностей и потребностей человека, внешних предложений и требований); определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей) на основе сопоставления внутренних возможностей и потребностей человека с внешними предложениями и требованиями, конструирования профессиональной сферы и вида деятельности из элементов спроса и предложения; анализ ресурсов и ограничений для достижения желаемого профессионального будущего; построение конкретных шагов для достижения намеченной цели с учетом выявленных ресурсов и ограничений.
Профессиональная активизация
Система мер, направленная на актуализацию вопросов профессионального самоопределения и развития для человека, пробуждение, поощрение, поддержка собственных шагов молодого человека на пути от смутных переживаний и ощущений смысла к реалистичным целям и программам их воплощения.
Профессиональная информация
Массовое и индивидуальное информирование граждан о состоянии и перспективах развития рынка труда, особенностях профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к личности, об условиях и режиме труда, о конкретных предприятиях региона, о возможностях трудоустройства, получения специальности.
Профессиональное просвещение
Предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях различных профессий; об условиях правильного выбора одной из них; воспитание у учащихся положительного отношения к различным видам профессиональной и общественной деятельности; формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
Профессиональное самовоспитание
Работа школьника над собой по совершенствованию своей пригодности к той профессии (или типу профессий), которой он думает заниматься в будущем.
Профессиональный отбор
Представляет собой систему средств,обеспечивающих простейшую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности,которые осуществляются в нормативно заданных условиях,требующих от человека повышенной ответственности,здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции. Заданные условия могут быть: гигиенические, микроклиматические, технические,социально-психологические.
Профессиональный подбор
Предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психодиагностической и медицинской диагностики.
Профессия
Род трудовой деятельности человека, владеющего определенными общими и специальными теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате специальной подготовки, опыта работы. Виды и наименования профессий определяются характером и содержанием труда, а также спецификой и условиями различных сфер деятельности.
Профориентационная экскурсия
Форма организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ профессиографической информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей.
Профориентационные игры
Развитие навыков самопрезентации при устройстве на работу. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей. Анализ и осмысление профессиональных перспектив. Управление личным профессиональным планом. Побуждение участников к осознанному выбору профессии. Развитие профессионально важных качеств.
Профориентационные тесты
Профориентация помогает человеку определиться с выбором или сменой профессии. Зачастую хорошим инструментом для расширения кругозора человека о мире профессий и своём возможном месте в нём являются профориентационные тесты. Обычно в качестве предмета изучения в профориентации выступает направленность (интересы и склонности) и способности. В данном разделе подобраны в основном методики на направленность (см. также тесты способностей).
Профориентационный минимум
Совокупность обязательной информации по профориентации, отраженной в законодательных и нормативно-правовых документах; формирование осведомленности и освоение выпускниками основных понятий, характеризующих ситуацию изменений на рынке труда (перспективные программы развития, новые виды деятельности, условия получения профессионального образования, новые специальности).
Психодиагностика в профконсультации
Психодиагностика - один из основных инструментов профконсультанта, она помогает исследовать направленность личности, ее способности.
Психофизиологические особенности и выбор профессии
Психофизиологические особенности - очень устойчивы во времени, они - важный фактор в профориентации.
Психофизиология в профориентации
В современных условиях развития прогресса рациональное использование трудовых ресурсов является существенным фактором развития производства, торговли, сферы услуг и др. видов экономической деятельности.
Роль психолога в кадровой службе
Психолог добавляет объективности в субъективных вопросах.
Справочно-информационная консультация
Консультация, в ходе которой учащимся сообщается о каналах трудоустройства, требованиях к приему на работу и учебу, возможностях освоения различных профессий, сроках подготовки, системе оплаты труда, перспективах профессионального роста.
Технологии профориентации
Карточные бланковые игры, активизирующие опросники и другие технологии профориентации.
Трудоустройство
Существуют общие правила, которых лучше придерживаться,если вы расчитываете на успех.
Формула профессии
Краткое обозначение подходящей для человека группы профессий.

См. также

Статьи Психологический словарь

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru