Профориентация - Помощь молодому поколению (но также и отдельным взрослым личностям) в выборе профессии и вообще в профессиональном самоопределении и становлении.
Актуальность профориентационной работы состоит в том, что большинство старшеклассников испытывает весьма серьезные проблемы с выбором профессии, а также с выбором способа получения профессии (специальности). Эти сложности связаны в основном с неразвитым еще мировоззрением, а также с непониманием того, какие вообще требования предъявляют те или иные профессии к людям.
В отечественной профориентации уже многие годы самой популярной является модель выбора профессии, предложенная Е. А. Климовым "Хочу - Могу - Надо". Под "Хочу" понимается работа с интересами и склонностями подростка (в каких областях он проявляет интерес, к каким видам деятельности вообще склонен). Под "Могу" понимается работа со способностями подростка и медицинскими противопоказаниями. Здесь специалист по профориентации помогает подростку понять, в каких областях деятельности (предположительно) он может добиться наилучших успехов, сможет ли он вообще работать по выбранной профессии. Под "Надо" подразумевается информирование подростка о востребованных сейчас на рынке труда профессиях, условиях работы, зарплатах и т.п.
Кроме выбора профессии перед профориентатором может еще стоять задача помочь подростку с выбором образовательной организации или даже образовательного маршрута (сначала освоить такую-то профессию, потом другую...)
Программа для безработных граждан и лиц, ищущих работу, функционирующая в системе службы занятости населения с целью социально-профессиональной адаптации безработных, обучения их технике эффективного поиска работы и формирования активной позиции на рынке труда.
Учение об основных положениях, структуре и методах исследования научных проблем профессионального самоопределения и о совершенствовании практических методов воздействия на молодежь с целью оптимизации интересов личности и общества в вопросах выбора профессии.
Затруднения в выборе профессии, связанные с субъективными искажениями либо недостаточностью информации; затруднениями при оценке своих индивидуально-психологических особенностей; несформированностью ряда качеств, необходимых для осуществления процесса подготовки и принятия решения; с объективной сложностью и неопределенностью ситуации выбора и "вредными" влияниями, исходящими из окружающей среды.
Образовательная профориентационная программа, направленная на формирование навыков и способов эффективного поведения на рынке труда: определение целей поиска работы, осуществление телефонного звонка и визита к работодателю с целью трудоустройства, составление профессионального резюме, поискового письма, объявления о поиске работы и др. документов, прохождения испытаний при приеме на работу, осуществление поиска работы с помощью сети Интернет и другое.
Процесс создания профессионального проекта, включающий оценку исходной ситуации (внутренних возможностей и потребностей человека, внешних предложений и требований); определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей) на основе сопоставления внутренних возможностей и потребностей человека с внешними предложениями и требованиями, конструирования профессиональной сферы и вида деятельности из элементов спроса и предложения; анализ ресурсов и ограничений для достижения желаемого профессионального будущего; построение конкретных шагов для достижения намеченной цели с учетом выявленных ресурсов и ограничений.
Система мер, направленная на актуализацию вопросов профессионального самоопределения и развития для человека, пробуждение, поощрение, поддержка собственных шагов молодого человека на пути от смутных переживаний и ощущений смысла к реалистичным целям и программам их воплощения.
Массовое и индивидуальное информирование граждан о состоянии и перспективах развития рынка труда, особенностях профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к личности, об условиях и режиме труда, о конкретных предприятиях региона, о возможностях трудоустройства, получения специальности.
Предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях различных профессий; об условиях правильного выбора одной из них; воспитание у учащихся положительного отношения к различным видам профессиональной и общественной деятельности; формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
Представляет собой систему средств,обеспечивающих простейшую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности,которые осуществляются в нормативно заданных условиях,требующих от человека повышенной ответственности,здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции. Заданные условия могут быть: гигиенические, микроклиматические, технические,социально-психологические.
Предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психодиагностической и медицинской диагностики.
Род трудовой деятельности человека, владеющего определенными общими и специальными теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате специальной подготовки, опыта работы. Виды и наименования профессий определяются характером и содержанием труда, а также спецификой и условиями различных сфер деятельности.
Форма организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ профессиографической информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей.
Развитие навыков самопрезентации при устройстве на работу. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей. Анализ и осмысление профессиональных перспектив. Управление личным профессиональным планом. Побуждение участников к осознанному выбору профессии. Развитие профессионально важных качеств.
Профориентация помогает человеку определиться с выбором или сменой профессии. Зачастую хорошим инструментом для расширения кругозора человека о мире профессий и своём возможном месте в нём являются профориентационные тесты. Обычно в качестве предмета изучения в профориентации выступает направленность (интересы и склонности) и способности. В данном разделе подобраны в основном методики на направленность (см. также тесты способностей).
Совокупность обязательной информации по профориентации, отраженной в законодательных и нормативно-правовых документах; формирование осведомленности и освоение выпускниками основных понятий, характеризующих ситуацию изменений на рынке труда (перспективные программы развития, новые виды деятельности, условия получения профессионального образования, новые специальности).
В современных условиях развития прогресса рациональное использование трудовых ресурсов является существенным фактором развития производства, торговли, сферы услуг и др. видов экономической деятельности.
Консультация, в ходе которой учащимся сообщается о каналах трудоустройства, требованиях к приему на работу и учебу, возможностях освоения различных профессий, сроках подготовки, системе оплаты труда, перспективах профессионального роста.