Создатель кибернетики Норберт Винер говорил, что информация поступает в условное приемное устройство - и в человеческий мозг тоже - через определенную линию передачи, снабженную фильтрами. Последние могут отсекать или искажать часть информации. Эту идею применительно к человеческим взаимоотношениям разрабатывал и английский психолог Д. Бродбент. Некоторые ученые пробовали даже изобрести универсальные методы преодоления фильтров-барьеров с помощью голоса или ритма. Однако использование, скажем, громкого голоса, шепота или чтение своего резюме в стихах в процессе собеседования было бы, по меньшей мере, неуместно.
"ТИХО САМ С СОБОЮ..."
В 1907 году академик Лев Щерба, будучи тогда молодым филологом, приехал в
Германию. Там, на Эльбе, в окружении немецкого населения, издавна жили лужичи -
остатки древнего и некогда многочисленного славянского народа. Насильственная
германизация грозила языку этих славян полным исчезновением, и Щерба хотел
составить его описание. Как известно, он с честью решил эту задачу, а в ходе
работы обнаружил удивительную вещь: лужичи никогда не рассказывали друг другу о
своих впечатлениях. Они вели только короткие разговоры. "...эти наблюдения, -
замечает Щерба, - лишний раз показывают, что монолог является в значительной
степени искусственной языковой формой и что подлинное свое бытие язык
обнаруживает в диалоге".
В пользу этого утверждения говорят и другие факты.
Опытные ораторы, каковыми были, скажем, Уинстон Черчиль и Мартин Лютер Кинг,
строят свои речи по принципу "вопрос-ответ". Большинство знаменитых литературных
монологов (например, в произведениях В. Шекспира и Ф. Достоевского) являются по
сути своей настоящими диалогами. А если вспомнить о "беседе" Сократа как методе
познания, становится ясно, что именно диалог - самый эффективный метод
преодоления различных этических, эстетических и психологических фильтров.
Кстати, это объясняет и то, почему в практике подбора кадров, несмотря на
появление различных испытаний, тестов, анкет и делового моделирования, самым
распространенным методом остается собеседование.
Зачастую однако этот способ
отбора персонала перестает быть эффективным. И происходит это в силу нескольких
причин. Одна из них хорошо известна многим из тех, кто время от времени играет
роль соискателя. Порою им приходится сталкиваться с такой ситуацией. Работник
кадровой службы с ободряющей улыбкой, поощрительным тоном просит: "Расскажите,
пожалуйста, о себе, о своей работе". После этого он принимает вид внимательного
слушателя и больше не говорит ни слова.
Ясно, что в этом случае собеседование
перестает быть таковым и превращается в чисто формальное мероприятие. Возникает
ситуация, которая напоминает слова хорошо известной песни ("Тихо сам с собою я
веду беседу.") Соискатель по ходу встречи вынужден строить гипотезы о
потребностях компании и мысленно моделировать вопросы самому себе, а затем в
монологе устно излагать о себе то, что - по его представлениям! - важно знать
"собеседнику". Если это не проверка памяти и логического мышления, то быть или
не быть соискателю сотрудником данной фирмы зависит уже не только и не столько
от его профессиональных качеств.
НЮАНСЫ СУБЪЕКТИВИЗМА
К сожалению, диалог как таковой еще не гарантирует взаимопонимания. "По
одежке встречают, по уму провожают" - хорошо известная народная мудрость.
Однако, как показывают исследования, проведенные американским психологом Юджином
Мэйфилдом, поговорка эта верна иногда лишь в первой своей части. Ученый,
изучавший эффективность собеседования как инструмента отбора кадров, выявил ряд
проблем эмоционально-психологического характера, которые к этому
приводят.
Это связано с тем, что специалисты по подбору кадров субъективны.
Они оценивают претендентов на вакантные места, основываясь на первом
впечатлении. Все, что говорится в остальной части собеседования, абсолютно не
учитывается. Другая проблема состоит в том, что очередной кандидат сравнивается
с предыдущим. И если последний выглядел плохо, то следующий "средненький"
кандидат будет выглядеть хорошо или даже очень хорошо. Бывает и так, что
сотрудники, проводящие интервью, дают более благоприятную оценку тем кандидатам,
чьи внешний вид, социальное положение, возраст и манеры в большей мере
напоминают их собственные.
Существуют и другие проблемы повышения
эффективности собеседования. Связаны они с содержательной частью диалога.
ЧТО СКАЗАЛ МИСТЕР СМИТ
И.И. Ревзин и О.Г. Ревзина, отечественные ученые, сформулировавшие так называемые "постулаты нормального общения", использовали в своей работе пьесы, написанные для "театра абсурда". Одно время в Англии это сценическое действо было довольно модным. Вот одна из сцен "абсурдного" диалога, которая помогла сформулировать так называемый постулат о детерминизме:
Миссис Мартин. Я видела на улице, рядом с кафе стоял господин, прилично
одетый, лет сорока, который...
Мистер Смит. Который что?
Миссис Мартин.
Право, вы подумаете, что я придумала. Он нагнулся и...
Все. О!
Миссис
Мартин. Да, нагнулся!
Все. Не может быть!
Миссис Мартин. Да, нагнулся! Я
подошла посмотреть, что он делает...
Все. Что? Что?
Миссис Мартин. Он
завязал шнурки на ботинке.
Все. Фантастика!
Мистер Смит. Если бы рассказал
кто-либо другой, я бы не поверил.
Мистер Мартин. Но почему же? Когда гуляешь,
то встречаешься с вещами еще более необыкновенными. Посудите сами. Сегодня я
своими глазами видел в метро человека, который сидел себе и совершенно спокойно
читал газету.
Миссис Смит. Какой оригинал!
Мистер Смит. Это, наверное, тот
же самый.