Новообразования подросткового возраста

   Новообразования подросткового возраста – это те новые тенденции в поведении, которые характерны именно для этого возраста. Поведенческие корни этих новообразований можно без труда найти и в детском возрасте. Тем не менее жизнь человека при переходе из детского состояния в подростковое круто меняется (хотя, конечно, и не сразу, не моментально). Структура личности сильно меняется, и эти изменения таковы, что иногда даже родителям кажется, что их ребенка подменили.

Большинство новообразований подросткового возраста были изучены еще в середине двадцатого века – как отечественными, так и зарубежными психологами (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Ж. Пиаже и др.).

Новые интересы

   Л. С. Выготский назвал проблему интересов в переходном возрасте "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами.

Для подавляющего большинства подростков данный период становится периодом разрушения и отмирания старых интересов, периодом созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Выготский писал: "Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком".

Основные группы наиболее ярких интересов подростков Выготский назвал доминантами:

– эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собственной личности);

- доминанта дали (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние);

– доминанта усилия (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);

– доминанта романтики (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

У многих подростков просыпается интерес к наукам и вообще к постижению сложных областей знания. Подросток начинает серьезно интересоваться техникой, искусством, политикой, философией и пр. Этот интерес может подпитываться и искренним любопытством, и видением своего профессионального будущего, и гордостью за себя.

Развитие мышления

   Ж. Пиаже и Л. С. Выготский особое внимание обращали на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления здесь это овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. Выготский считал, что функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте: "Понимание действительности, понимание других и понимание себя – вот что приносит с собой мышление в понятиях".

Постепенно подросток постигает смысл таких довольно абстрактных и потому сложных понятий, как "истина", "ложь", "цель", "стратегия", "долг", "сотрудничество", "разум", "эмоции", "алгоритм" и множества других. Это расширяет предметную область мышления, делает подростка более гибким, развивая тем самым его разум. В результате подросток как бы обретает новую силу – силу своего разума. Эта сила одновременно и восхищает подростка, но и пугает его – в разные периоды жизни.

Развитие воображения

   Л. С. Выготский отмечал, что существенные изменения происходят и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение "уходит в сферу фантазии". Говоря о фантазии подростка, Л. С. Выготский отмечал, что "она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя". Подросток прячет свои фантазии "как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии".

Развитие рефлексии и самосознания

   Подросток со временем все более активно и охотно занимается рефлексией. Рефлексии (отражению) подвластны и другие люди, их особенности и межличностные отношения, и сам подросток, и его отношения с другими людьми. В детском возрасте другие люди познаются в основном в функциональном отношении: учительница учит, родители заботятся, с друзьями можно поиграть и так далее. В подростковом возрасте человек учится понимать другого человека целиком: его характер, образ мыслей, ценности и пр. Подросток теперь может как бы вживаться в другого человека. Из опыта понимания других людей подросток черпает новую пищу для понимания самого себя.

Получается в некоторой степени "замкнутый круг": чем подросток лучше понимает других людей, тем он лучше понимает себя; чем подросток лучше понимает себя, тем лучше понимает других людей. Однако не все так хорошо, как кажется: неверные установки, ошибочные представления о человеке как таковом, дефекты характера, субъективность и предвзятость, психологические защиты – все это может серьезно нарушить вращение этого "круга".

Поэтому развитие рефлексии и самосознания как никакая другая сторона душевной жизни (по словам Выготского) зависит от культурного содержания среды: от развития общественной мысли, от бытующих установок, ценностей, традиций, этики и эстетики межличностных отношений.

В концепции Д. Б. Эльконина новообразования подросткового возраста вытекают из ведущей деятельности предшествующего периода (учебной). Эта учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя, то есть подросток начинает изучать самого себя, как если бы он изучал некий школьный предмет. При этом решение вопроса "Что я такое?", по Эльконину, может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Резкое развитие рефлексии и самосознания находит проявление во множестве "симптомов". Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы – так как главное для ребенка происходит теперь вне школы. Новый характер компаний – теперь уже подростковых. В компаниях подросток ищет понимания и возможности самоутверждения. Самоутвердиться подростку во взрослой среде весьма сложно: взрослые зарабатывают деньги, имеют социальный статус, связи.

Саморефлексия находит свое проявление в том, что подросток начинает вести дневник. В своем тайном дневнике подросток находит "исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет". Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения. Многие подростки начинают писать стихи и рассказы, сочинять песни и заниматься другими видами искусств, в которых можно выразить свои переживания, сомнения, в чем найти, опять-таки, самоутверждение.

Некоторые сомнения у подростка могут носить тягостный характер. Отчасти это объясняется тем, что по школьной привычке подросток видит мир логичным, рациональным. В этом мире на все вопросы имеются ответы. Все жизненные проблемы имеют решения – одно и только одно верное решение в каждом случае, как на уроках математики или физики. Подросток начинает задавать сам себе сложные вопросы, такие как: "В чем смысл жизни?", "Кто я такой?", "Каково мое предназначение?", "Что такое истина?", "Полноценный ли я человек?" Он их задает, но ответить на них не может. Или иначе: отвечает, но проходит какое-то время и новые сомнения "травят душу".

Ощущение взрослости

   Подросток постоянно сравнивает себя со взрослыми: родителями, учителями, знакомыми, известными людьми. Сравнивает себя и с литературными персонажами, героями фильмов. Чем дальше, тем чаще он приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой принципиальной разницы нет. Подросток все чаще требует, чтобы его больше не считали маленьким, чтобы соблюдали его права, которые равны правам взрослого. Прямой отказ со стороны взрослых может восприниматься очень болезненно.

Ощущение взрослости подпитывается многими обстоятельствами. Даже зрительно уже к 14-15 годам подросток достигает комплекции взрослого человека. По интеллектуальным качествам многие подростки опережают своих родителей – хотя бы "по школьным понятиям". Родители растеряли свои знания, полученные в школе и учреждениях профобразования. Подросток это видит и воспринимает это как то, что он как минимум не глупее родителей.

Большинство родителей своим детям и в подростковом возрасте продолжают "читать нотации": "надо учиться", "нельзя врать", "проявляй доброжелательность", "красть плохо", "соблюдай дисциплину" и т.д. и т.п. Родители в этих "нотациях" видят несколько иной смысл, нежели их дети. Их жизненный опыт показывает, что на самом деле врать это не очень хорошо, потому что к тебе потом меньше доверия. Учиться надо, потому что без образования сложнее найти работу. Красть плохо потому, что можешь попасться, и из-за какой-то украденной ерунды вся жизнь потом "коту под хвост". Подростку же кажется, что родители находятся в плену своей "никому не нужной морали", и от этого все их жизненные неудачи. Такие подростки начинают ощущать некоторое превосходство над родителями (или иными взрослыми), потому что уж они-то свободны от этих предрассудков, которые мешают жить.

Виды взрослости у подростка были выделены и изучены Т. В. Драгуновой:

– подражание внешним признакам взрослости (курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания);

– равнение подростков-мальчиков на качества "настоящего мужчины" (сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п.);

– социальная зрелость (плодотворное сотрудничество подростка и взрослых в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого: работа, помощь по хозяйству, забота о недееспособном члене семьи);

– интеллектуальная взрослость (выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему).

Общение со сверстниками

   Типичным для подросткового возраста является то, что стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе. Поэтому для подросткового возраста характерно господство детской сообщества над взрослым.

Здесь складывается новая социальная ситуация развития – в сравнении с детским периодом. Общение со своими сверстниками становится ведущим типом деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто "уходит" из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально.

В детском периоде отношения со взрослыми носили в основном пассивный характер. Именно взрослые задавали тон в общении. В подростковом же возрасте происходит дистанцирование от взрослых, но дистанцироваться "в никуда" страшно, поэтому происходит дистанцирование в коллектив сверстников. В этом коллективе подростки общаются, их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию.

В детском возрасте понятие "коллектив" еще не развито, ребенок больше доверяет своим наглядным представлениям, его интересуют непосредственные отношения с конкретными людьми. В подростковом же возрасте коллектив предстает в ином свете. Подросток начинает хорошо, отчетливо понимать, что коллектив это тоже некая сущность, о которой надо заботиться, соблюдая интересы коллектива, а не только отдельных индивидуумов.

В этот период учебная деятельность для подростка несколько отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она остается для многих преобладающей, в деятельность общения. В школе теперь для подростка, если можно так сказать, главное происходит не на самих уроках, а на переменках и после занятий – там, где развиваются отношения. В это время выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное.

Общение со сверстниками влияет и на отношения с учителем. Подросток часто конфликтует с учителем именно из-за того, что учитель требует от него чего-то, что идет вразрез с интересами детского коллектива. Например, учитель требует, чтобы ученик-отличник не давал никому списывать, но при этом для коллектива этот подросток ценен в первую очередь как тот, кто дает списывать. Со временем поэтому оценка учителя все чаще начинает проигрывать оценке коллективом.

Подростковый коллектив вообще несколько дистанцируется от учебы и знаний как некоторой универсальной ценности. В коллективе большим значением обладает сфера морального. В коллективе со стороны его участников происходит усвоение этих моральных норм, ценностей, даже при том, что эти самые нормы и ценности могут носит асоциальный и даже антисоциальный характер. Именно в этот сложный период жизни многие подростки склоняются к делинквентному образу жизни.

Подростковый коллектив продолжает поддерживать игровую функцию: он нужен в том числе и для того, чтобы легче было организовывать игры – спортивные, интеллектуальные, досуговые и пр. Но значительную часть времени подростки проводят в простых разговорах о жизни. Игра проникает и в эти разговоры. Подростки как бы играют в деловые игры – в них происходит мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно – в мысли, в мечте – проработать, проиграть свои устремления, свои радости. И это имеет важное значение для развития внутренней жизни.

Представления отдельного подростка о взрослой жизни весьма скудны, односторонни, могут содержать ошибки. В такого рода разговорах, словесных играх подростки объединяют свои знания о жизни: "Вот не поступлю я на юрфак, придется пойти в армию по контракту [а что это значит?]", "Я до сорока лет не женюсь, буду карьеру делать [а есть в этом что-то плохое?]", "Я выучусь на водителя, буду дальнобойщиком работать, если поеду за границу, мне там переводчика дадут, я не обязан английски учить [это на самом деле так или только мне кажется?]". От одного такого разговора может измениться вся дальнейшая жизнь человека. И подростки это понимают, и от этого их разговоры становятся еще более волнующими, интимными, исполненными глубокого смысла.

Иногда, конечно, общение обретает характер откровенной болтовни – бесцельной и хаотичной. Но в целом все равно общение можно рассматривать как деятельность. И эта деятельность чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова, в том числе и в подростковом возрасте.

Отношения с противоположным полом

   Личность подростков формируется под воздействием разных факторов. Один из важнейших – контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм. Подростковый возраст это половое созревание, это активизация инстинкта продолжения рода, это новые побуждения, это первая влюбленность. От того, как подросток готов к новым чувствам, зависит очень многое – и в плане его текущей жизненной ситуации, и в плане формирования его как личности.

Гедонистическая направленность личности может рано выбить подростка из жизненной колеи: ранние половые связи, заброшенная учеба, неурядицы в личной жизни, конфликты и т.д. Неудачи на любовном фронте могут способствовать формированию циничного характера. Удачи наоборот могут способствовать тому, что подросток все свои ресурсы бросает на покорение сердец – и это становится своего рода спортом, что сильно повышает самооценку подростка и его социальный статус в подростковом коллективе.

Д. Б. Эльконин отметил, что все новообразования подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в отношении юноши к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью.

Мотивация

   В подростковом возрасте происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются и мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения.

Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

Нравственное развитие

   С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие подростка, про которое мы уже писали выше и которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Л. И. Божович отметила, что выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются любой деятельности, которая требует общения, - производственной, научной, художественной и др. Усвоение подростком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях.

Однако следует отметить, что усвоение нравственного образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. В результате он приучается вести себя соответственно данному частному образцу, но не может осознавать его обобщенный нравственный смысл. Процессы эти весьма глубинные, интимные. Поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями.

Хотя нравственное развитие происходит обычно незаметно для окружающих, тем не менее именно в подростковый период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие "недостаточной обобщенности нравственного опыта" нравственные убеждений, подростка находятся еще в неустойчивом состоянии.

Морально-нравственные убеждения возникают и оформляются только переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше. В убеждении находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивам поведения и деятельности школьников.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Развивающееся мировоззрение формирует иерархию в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и "позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию".

Самоопределение

   Это новообразование подросткового возраста было отмечено Л. И. Божович. С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества, нахождением своего места, своей ниши в социуме и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение в целом обычно является следствием профессионального самоопределения, когда в конце учебы в школе актуализируется проблема своего будущего.

Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Самоопределение это проектирование своего будущего. В этом процессе важно понять и то, кем ты являешься, и то, кем ты можешь стать, кем хочешь. Самоопределение основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта. Оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

Подлинное самоопределение, как отмечала Л. И. Божович, не заканчивается в это время, оно "как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка".

В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Литература

Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

 


См. также

Детская психология Подростковый возраст

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru