Природа восприятия

   В процессе филогенетического развития биологического вида ничто не давалось просто так, каждое новшество имело тот или иной биологический смысл. Развитие чувствительности происходило по тому же самому биологическому закону. Поэтому в любой особенности чувствительности лежит связь с жизнедеятельностью, поведением, приспособлением к среде.

Жизнь наших предков уже была значительно разнообразнее и поведенчески сложнее жизни животных. Именно по этой причине, хотя зрение пчелы, слух лягушки или обоняние собаки дифференцируют более слабые раздражители, чем наши, но мы фиксируем более широкий, универсальный спектр раздражителей, в значительно меньшей зависимости от их биологической значимости.

В ходе исторического развития человека наше восприятие испытывало влияние развития общественной практики. Чем более развитыми были социальные отношения, тем сложнее становились способы коммуникации. Отдельные выразительные звуки со временем объединялись в цепочки, порождая слова. Восприятие таких сложных цепочек звуков - задача, посильная лишь человеку.

Восприятие - весьма активный процесс, в нем отражается и психическое состояние субъекта, и его потребности, задачи. В процессе восприятия происходит не только констатация фактической стороны дела ("вот дерево, оно коричневого цвета, форма - кривая..."), но и осуществляется прагматический анализ, сопоставление с некоторыми понятиями ("вот дерево, за ним можно спрятаться или срубить его... оно коричневое, значит это не береза... на растопку кривое дерево сгодится, но мне надо прямое... будем искать прямое..."). Поэтому развитие человеческой деятельности способствовало дальнейшему развитию механизмов восприятия. Точное восприятие окружающей ситуации, предметов и людей, с которыми приходится или предстоит иметь дело, составляют необходимую предпосылку осмысленного человеческого действия.

Качественное восприятие значительно экономит расход ресурсов головного мозга: проходя мимо многоэтажного дома, мы отмечаем характерные особенности этого дома, с тем, чтобы потом узнать этот дом среди других, однако если нам впоследствии зададут конкретные вопросы (сколько в доме этажей? каков его адрес? что находится на первом этаже?), то мы, скорее всего, не ответим, потому что изначально не было такой задачи (во всех встречных домах считать этажи, запоминать адреса домов и все организации, находящиеся в них).

Задачи, стоящие перед восприятием, могут быть разного рода. Например, мы можем запомнить, что в таком-то доме имеется продуктовый магазин, не столько потому, что продуктовый магазин - хорошая примета для дома, сколько потому, что нам нужно ориентироваться в продуктовых магазинах, встречающихся по пути, и тут уже дом может быть признаком магазина, а не магазин признаком дома.

Чем больше задач ставится перед восприятием, тем более детально оно. Наиболее хорошо развито зрительное (как пример) восприятие у художников, фотографов, дизайнеров и других специалистов, имеющих дело со зрительными образами. При этом восприятие дизайнера (художника-оформителя) более детализированно в сравнении с восприятием обычного художника или фотографа, потому что в профессиональные задачи последних входит найти красивые, необычные места, ракурсы и т.п., а в задачи восприятия дизайнера кроме этого входит еще и анализ того, как можно было бы улучшить тот или иной вид.

Как пишет С. Л. Рубинштейн, "Жизненная практика заставляет человека перейти от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на этой стадии восприятие уже превращается в специфическую "теоретическую" деятельность". Как известно, любая теоретическая деятельность включает в себя анализ и синтез, осмысление и истолкование. Теоретическая деятельность восприятия также включает в себя анализ увиденного (услышанного, унюханного...), синтез (например перекомпоновку предметов), осмысление значимости, истолкование (нахождение внутренних связей, моделирование). Получается, таким образом, что восприятие "плавно и незаметно" переходит в мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное.

И даже в абстрактно-логическое мышление переход происходит довольно резко. Это хорошо видно, например, по тому, как школьники или студенты слушают своего преподавателя: они не просто сначала воспринимают услышанное, запоминают его и потом обдумывают, они как бы думают вместе с преподавателем, следят за ходом его мысли. Мышление при этом занято не столько критическим анализом (это можно сделать и потом) услышанного, сколько усилением глубины и качества восприятия. Выражаясь несколько художественно, можно даже утверждать, что в этом случае мышление одного человека непосредственно воспринимает мышление другого.

Восприятие - чувственное отображение в сознании предмета или явления объективной действительности, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Восприятие человека при этом не ограничивается лишь передачей в сознание чувственного образа ("информационной картинки"), на уровне восприятия происходит выделение из целостного образа противостоящего субъекту восприятия предмета.

Чувственное осознание наличия отдельного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия как весьма самобытного процесса. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определенного предмета.

Предмет выделяется как относительно устойчивый источник исходящих от него на субъект воздействий и как возможный объект направленных на него действий субъекта. Восприятие предмета предполагает со стороны субъекта восприятия не только наличие образа, но и определенной действенной установки. Эта установка возникает лишь в результате довольно высоко развитой тонической деятельности мозжечка и коры, регулирующей двигательный тонус и обеспечивающей состояние активного покоя, необходимого для наблюдения.

Таким образом, восприятие предполагает довольно высокое развитие не только сенсорного, но и двигательного аппарата. Глаз человека, например, это не просто какой-то статический объектив, а орган, находящийся в постоянном движении (и даже во сне глаза человека двигаются). Чтобы хорошо разглядеть какой-то предмет может потребоваться совершить десятки микродвижений (перемещение центральной точки взора). Существуют и сопутствующие осложнения: чтобы фиксировать взор на предмете, когда тело находится в движении, тоже приходится совершать множество корректирующих движений; чтобы солнце или другие яркие объекты не выжгли сетчатку глаза, он совершает мелкие, случайные движения. При этом обилие мелких движений должно нивелироваться, чтобы до сознания доходила устойчивая, стабильная "картинка".

Также следует отметить, что восприятие пространственного расположения вещей формируется в процессе реального двигательного овладения пространством - посредством хватательных движений, локомоций и других. На восприятие оказывает влияние как предыдущий опыт восприятия, так и последующие за этим опытом действия.

Процесс восприятия тесно связан с представлением. Как особенности восприятия влияют на особенности и содержание представления, так и представление помогает воспринимать окружающую действительность. Если, например, бегущая собака на время скрылась за киоском, то мы это не воспринимаем как два отдельных эпизода: одна собака, забежала за киоск, а другая выбежала, не составляет большого труда представить на время как эта собака бежит за киоском. Если мы видим только одну сторону дома, нам не так сложно представить его боковые стороны и заднюю. Представление помогает "оживить картинку", сделать из двух двухмерных "фотографий" (два глаза видят мир под разными углами) одно трехмерное восприятие.

Вообще потребность в трехмерном восприятии тоже сильно усложняет этот процесс. У человека два глаза, два уха, две ноздри, и в задачи восприятия входит представлять сознанию не информацию в виде "правое ухо слышит это, а левое это", а целостную картину, в которой не только объединяется правое с левым, но и еще объединяются каналы восприятия (мы видим шевелящиеся губы другого человека и звуки его речи, а до сознания доходит целостная картина "человек говорит").

Восприятие - основная, базовая форма познания действительности. Помимо сиюминутных, конкретно-прагматических задач есть и одна сверхзадача - составление модели (картины) мира. Сопоставление, сличение, сверка образа, возникающего в индивидуальном сознании, с предметом, содержание - свойства, признаки - которого, выявленные общественным опытом, зафиксированным в значении обозначающего его слова, составляет существенное звено восприятия как познавательной деятельности.

Восприятие как познавательная деятельность включает в себя "прощупывание", обследование, распознавание предмета через образ. Предметное значение как бы апперцепирует, вбирает в себя и истолковывает чувственные данные, возникающие в процессе восприятия. Как уже говорилось, всякое восприятие является по существу своему решением определенной задачи (в большинстве случаев даже не одной), которое исходит из тех или иных раскрывающихся в процессе восприятия чувственных данных, с тем чтобы определить их значение и найти адекватную интерпретацию.

Восприятие нельзя оторвать от ощущений, но и оно не сводится к простой сумме ощущений. Как самое простое здание не есть сумма цемента, песка, воды, кирпичей, стекла, проводов и дверных ручек, так и восприятие - это сложная конструкция из ощущений, и эта конструкция зависит от актуальных идей, задач.

Помимо перечисленных выше психических процессов, оказывающих влияние на восприятие, большое значение имеют, конечно, еще эмоции и чувства. Эмоционально значимые предметы привлекают к себе большее внимание. Через эмоции, таким образом, на процесс восприятия влияет опыт. Особенности восприятия также могут воздействовать на эмоциональную сферу. Известно, например, что у сельских жителей, постоянно наблюдающих зеленый цвет, красный цвет (дополнительный к зеленому) вызывает больше положительных эмоций, чем у городского жителя.

Связь восприятия с другими психическими процессами

Зрительное, как и слуховое, восприятие далеко от идеала. Имеют места многочисленные иллюзии, плохо заметные в повседневной деятельности, но точно воспроизводящиеся в условиях экспериментов. Восприятие размера, например, зависит от восприятия размера рядом находящихся фигур и даже их формы. Человек довольно точно оценивает расстояние до предметов, находящихся не далее, чем 15-20 метров, но потом начинаются уже сильные ошибки (самый очевидный пример - Луна и Солнце нам кажутся одинакового размера). Если человеку дать послушать аудиозапись, на которой имеются нечленораздельные звуки, но при этом внушить, что записана, хоть и в плохом качестве, человеческая речь, то испытуемый может услышать осмысленные слова и даже целые фразы.

Литература

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


См. также

Восприятие

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru