Деиндивидуализация

Социально-психологический феномен – утрата индивидами самосознания и самобытности; возникает в групповых ситуациях, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке. Деиндивидуализация, как и многие другие социально-психологические феномены, обратимое явление: после возвращения ситуации в нормальное состояние деиндивидуализация пропадает.

Многие социологи и социальные психологи изучали деиндивидуализацию. Густав Ле Бон высказал предположение, что при некоторых обстоятельствах люди утрачивают свою индивидуальность и сливаются с толпой. Это может быть связано с утратой запретов и с тенденцией людей вести себя нетипичным и даже аморальным способом.

На исследователей деиндивидуализации большое влияние оказали впечатления от фашистской Италии и нацистской Германии. Этим объясняются их довольно путаные рассуждения о том, что человек морально укрывается в социальной группе, в результате высвобождается поведение, до этого сдерживаемое моральными запретами. На самом деле, конечно, социальные группы бывают разными. В одних человек ощущает снижение моральных запретов. В других наоборот.

Никто не будет отрицать, что в трудовом коллективе, где каждый работник занимает свое место (не анонимен) и где на каждого обращают «персональное внимание», деиндивидуализация не развивается. Часто даже наоборот – человек не растворяется в коллективе, а кристаллизуется из него благодаря своим успехам и конструктивному влиянию на этот самый коллектив.

Тем не менее, однако, время от времени складываются социальные группы (часто стихийно – толпа хулиганов или футбольных фанатов), объединенные деструктивными влечениями. Участников этих социальных групп объединяет, энергетизирует в том числе и потребность в совершении аморальных и противоправных поступков. И просто потому, чтобы почувствовать себя на время свободным от всяческих запретов, и потому, что запреты мешают «выпустить пар». В результате появляются битые витрины, перевернутые машины, изнасилованные женщины и т.д.

Зиллер отметил, что люди научаются связывать индивидуализацию с вознаграждающими ситуациями, а деиндивидуализацию - с потенциально наказующими. В благоприятных для себя ситуациях человек стремится к персональной ответственности – потому что ожидает поощрения. В неблагоприятных ситуациях человек наоборот стремится поделиться ответственность с окружающими, распылить ее, потому что ожидает наказания. Если наказание будет поделено среди многих окружающих, ему самому достанется лишь небольшая доля этого наказания.

«Мотором» такого рода деиндивидуализации является уже не потребность в свободе от запретов и не потребность «выпустить пар», а вполне рациональный расчет. Любому руководителю знакома ситуация, когда некоторые подчиненные проявляют избыточную активность для того, чтобы избежать персональной ответственности в случае провала: сваливают вину на других, изображают коллективный способ выполнения задачи и т.д. Опытные работники заранее готовятся к провалу: устраивают бесконечные «согласования» с разными людьми – спрашивают их мнение, чтобы затем поделиться с ними ответственностью в случае провала, втягивают других работников в свою сферу ответственности.

Разные люди по-разному склонны к деиндивидуализации. Сильнее склонны конформные личности, уже заранее настроенные на потерю идентичности. Люди с высоким интеллектом менее склонны к деиндивидуализации. Это объясняется тем, что они любят сами размышлять, не доверяясь другим, сами выстраивают приоритеты, целесообразуют свое поведение и т.д.

 


См. также

Социально-психологические феномены Социальные явления

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru