Классификация мотиваций:
1) потребности и инстинкты как источник активности,
2) аффекты, эмоции и переживания как источники активности,
3) установки в поведении, тенденции, убеждения, ценности как источник активности.
Условия мотивации партнера на взаимодействие:
- наличие общей цели, причем эта цель зрительно прописывается одним партнером для другого как значимая, следовательно, соответствующая интересам, и желаемая для достижения именно сейчас;
- наличие общего (хотя бы одного) критерия оценки ситуации взаимодействия;
- представление у партнера о получаемом результате как о выгоде (удовлетворение потребности, решение эмоциональной проблемы, установление соответствия ценностям и установкам), что подразумевает создание у партнера образа выгодности и включение этого образа или ресурса в планирование своих перспективных действий;
- соответствие формы получаемого результата наиболее актуальным каналам мотивации партнера., т.е. мотивация строится на учете актуальности текущего момента в развитии партнера, знание особенностей его социальной среды именно сейчас и в конкретных ситуациях, фактах, событиях, людях;
- наличие договора и его актуальных признаков (письменная форма, свидетели, пари и т.п.);
- ситуация азарта, использование примитивных реакций (по типу: "а слабо?..");
- создание атмосферы психологического объединения (идентификации) с партнером, принцип Маугли ("Мы с тобой одной крови, ты и я.");
- возможность бесконфликтного раздела результатов совместной деятельности.пример с перехватом В.И. Лениным ситуации управления на втором заседании Думы ("Есть такая партия!");
- учет внешних факторов (например отношения аудитории, общественности к совместной деятельности), что базируется на приеме увеличение социального авторитета и соответственно силы личности);
- обусловленность действий партнера (если ... , то...логический анализ событий и показ действия причинно-следственных связей в деятельности человека и как их можно оптимизировать);
- установление важности и значимости обоюдных вкладов в совместную деятельность;
- подчеркивание значения вклада партнера (от "незаменимых нет" до "только и именно ты").