История психологии

   Развитие психологической мысли от античности до наших дней.

 


Алкмеон Кротонский
(6-5 вв. до н. э.) Древнегреческий мыслитель. Считал, что мозг есть орган души. Утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Представитель кротонской медицинской школы. Впервые дал натурфилософскую концепцию человеческого тела как микрокосма и сбалансированной системы противоположностей. Проводил анатомо-физиологические исследования.
Анаксагор
(500 - 428 г. до н.э.) Материалист. Считал мир состоящим из бесчисленного множества качественно различных частиц, учил, что их движение упорядочивается благодаря уму. Он указывал на начало, придающее процессам природы и человеческому поведению (включая мышление) закономерный характер. Вывел, что сладкое, горькое и др. чувственные свойства вещей нельзя познать с помощью их самих. Выдвинул учение о неразрушимых элементах <семенах> вещей (позже названных гомеомериями). Движущий принцип мирового порядка ум (нус) , организующий элементы.
Анамнесис
Понятие, обозначающее припоминание. Это понятие, пришедшее из античности, явилось центральным в теории познания Платона. По его мнению, чувственный мир может быть воспринят лишь потому, что он является подобием мира идей, который единосущ человеческой душе и в которым она находилась в единстве до своего воплощения в земное тело. В соответствии с этим, познание предметов есть припоминание идей, соответствующих этим предметам. От этого понятия образован термин "анамнез".
Аристотель
(384 - 322 до н.э.) - древнегреческий философ, автор первого трактата о душе. В нем он выделил три души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющую божественное происхождение. По его определению, душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функция и цель живого тела.
Блонский и психология развития ребенка
П. П. Блонский рассматривал поведение с точки зрения его развития.
Бэкон, Френсис
(1561 - 1626) Провозгласил имевшие в те времена революционный смысл идеи о том, что человек есть слуга и истолкователь природы, что значение становиться силой (подобной силам природы) , когда люди от книг обращаются к реальным явлениям, от умозрения - к эксперименту. Решающую роль он придает эксперименту - не созерцанию и наблюдению, а изменению явлений посредством действий с использованием инструментов, орудий, приборов. Природа предстает как огромный механизм, безгранично открытый для вычислений, наблюдений экспериментов с помощью различных приборов.
Вивес, Хуан Луис
(1492 - 1540) Один из первых противопоставил эмпирико - психологическое познание метафизическим учениям о душе. Сформулировал закон ассоциации. Доказал, что самым верным способом управления чувствами является вытеснение одного аффекта другими, более сильными.
Гартли, Давид
(1705-1757) - английский врач и психолог, создатель первой оформленной системы ассоциативной психологии. Психические процессы трактовал как отображение мозговых "вибраций", т.е. давал параллелистическую трактовку психофизической проблемы. В соответствии с физической моделью И. Ньютона построил модель сознания, в которой простейшие его элементы: ощущения (сенсации), представления (идеации) и чувственный тон ощущений (аффектации) в опыте связываются друг с другом связями по механическому типу - одновременными и последовательными ассоциациями.
Гераклит
(530 - 470 г. до н.э.) Древнегреческий философ. Все вещи есть суть модификации огня. "По каким дорогам ты ни шел бы, не найдешь границ души, так глубок ее логос". Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется и безостановочно течет. Он полагал, что душа испаряется из влаги. Придерживался идеи неразделимости внешней природы и души. Разделил психические и допсихические состояния в организме. Внутри психического познания вычленил: мышление, познание, уровни понимания.
Гиппократ
(460 - 377 гг. до н.э.) - древнегреческий врач, автор учения о четырех типах темперамента, основанного на представлении о соотношении в теле человека четырех соков (крови, слизи, желтой и черной желчи). Дал основанное на гуморальном принципе описание эмоциональных проявлений. Клятва Гиппократа.
Гоббс
(1588 - 1679) Пытался поставить вопрос - каким образом можно вывести мыслительную активность из принципа механического воздействия. Единственная субстанция - природа. Он считал, что в материальном мире нет ничего, кроме движущейся материи. Дал точное определение понятию самосохранение - конечная цель к которой устремлен каждый и во имя которой один индивид вынужден наносить ущерб другому.
Гоклениус, Родольф
(1547-1628) - представитель поздней протестантской неосхоластики, последователь учения Ф. Меланхтона. В плане психологических воззрений различал внешнее причинение (affectio externa), которое испытывается субъектом в силу внешней причины, и внутреннее причинение (affectio interna), проистекающее из начал, лежащих в самой душе.
Дарвин, Чарльз
(1809-1882) - английский естествоиспытатель, автор теории естественного отбора. В психологической области занимался проблемами инстинктивного поведения, онтогенеза поведения и сознания, приспособительной роли эмоциональных реакций ("Выражение эмоций у животных и человека", 1872).
Декарт
(1596 - 1650) Определил новые понятия: тело - автомат - система, организованная по законам механики. Душа - упорядочивание автомата - системы. Работа внутренних органов и поведение организма нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной конструкции. Ввел понятие <страсть> или <аффект> - эмоциональное состояние + ощущения + представления.
Демокрит
(ок. 460 - ок. 370/360 до н. э.) - древнегреческий философ, создатель законченной системы атомистического материализма. Душу трактовал как совокупность наиболее подвижных атомов огня, которые могут вызывать движения в теле и рассеиваются после его смерти. Процессы восприятия, по его мнению, обусловлены попаданием в душу отделяющихся от предметов тонких пленок, которые субъективно предстают как образы этих предметов. В качестве цели человеческой жизни рассматривал достижение спокойного расположения духа, который не возмущается страстями.
Единство сознания и деятельности: развитие идеи
Басов, Рубинштейн, Леонтьев - сознание и деятельность невозможно понять в отрыве друг от друга.
Зарождение психологии как науки
XIX век. Ф. Галь, Э. Вебер, Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс, И. М. Сеченов, Э. Пфлюгер, Ч. Дарвин, Г. Спенсер, Ф. Месмер, Ж. Шарко, З. Фрейд, В. Вундт, Ф. Брентано, Г. Эббингауз, А. Бине.
Ибн-Рошду
(1126 - 1198) "Чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка". Предполагал, что индивидуальная душа обладает некоторыми способностями, коренящимися в чувственности которые позволяют ей воспринимать божественный разум. Учил, что человек связан с божеством не прямо, а посредством божественного разума.
Ибн-Сина
(980 - 1037) Поддержка учения о психофизиологических функциях. Выделил две психологии: 1. Естественно - научная. 2. Метафизическая. В его работах философское учение о душе стало своего рода прослойкой между наукой и религией. Создатель "Канона". Продвигал идею о независимости психики от мозга.
История античной психологии
Фалес, Гераклит, Демокрит, Гиппократ, Анаксагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Гален.
История психологии в семнадцатом - первой половине девятнадцатого века
В данный период довольно бурно развиваются материалистические представления о психике; хотя самой науки психологии ещё нет, создаются все базовые предпосылки для её возникновения.
История развития психологической мысли
Эпоха феодализма и период Возрождения.
История рефлексологии
Павлов, Бехтерев - поведение складывается из рефлексов.
Конт, Огюстон
(1798 - 1857) В период его деятельности он предложил новую классификацию наук, среди которых - психологии не было. Внутренний мир станет предметом науки тогда, когда будет восстановлена бесплодная почва интроспективного анализа. Вод его влиянием образовалась социальная психология.
Лазарус, Мориц
(1824-1903) - немецкий философ, психолог, один из основателей психологии народов. Основываясь на атомизме И. Гербарта, развивал представления о том, что индивидуальные души объединяются в общества, которые могут быть охарактеризованы особой спецификой "народного духа". "Народный дух" находит свое проявление в языке, нравах, учреждениях и пр. Эти взгляды развивал в дальнейшем В. Вундт.
Лейбниц
(1646 - 1716) Немецкий философ. Считал, что в душе существует известное предрасположение, благодаря которому в дальнейшем из нее могут быть извлечены в неопытные истины. Произвел разделение психических явлений и представленность на уровне сознания, и при отсутствии сознания, считал что, непрерывно продолжается незаметная деятельность психических сил. Является родоначальником учения о психической причинности.
Липпс, Теодор
(1851-1914) немецкий философ-идеалист, психолог, эстетик,наряду с В. Вундтом и Г. Эббингаузом считается основателем немецкой психологии. Основатель Мюнхенского психологического института. Придерживался принципа психофизического параллелизма. Основой психологического эксперимента считал "созерцание" собственной духовной жизни. Выдвинул теорию эмпатии, в соответствии с которой личность проецирует свои чувства на воспринимаемый ею предмет. Распространил эту теорию на эстетическое восприятие, основанное на чувстве прекрасного.
Лотце, Рудольф Герман
(1817-1881) - немецкий философ и психолог, врач, естествоиспытатель. Образование по медицине и философии получил в Лейпциге. С 1842 г. - профессор философии в Лейпциге, с 1844 по 1881 г. - в Геттингене. Развивал идеалистические представления о душе. Утверждал, что существование индивидуальных духовных сущностей - монад - безусловно обнаруживается во внутреннем Я каждого человека. Являясь частью абсолюта, индивидуальные сущности влияют друг на друга.
Лукреций
(99 - 55 г. до н.э.) Ученик Эпикура - последователя Демокрита. Вывел что дух это не тоже самое, что и душа. Душа, разновидность материи - активна, деятельна, способна подчинить себе тело состоящее из более грубой материи. Категорически отвергал что вся природа пронизана разумом. Есть только атомы, учил Он, движущие по естественным законам из которых нужно выводить и сам разум.
Месмер, Франц Антон
(1734-1815) - австрийский врач, создатель учения животного магнетизма ("месмеризм"). Пришел к заключению, что магнитотерапия благоприятно действует на пациента благодаря не самому магниту, а таинственной силе (флюиду), исходящей от магнетизера. По его представлениям, планеты действуют на людей посредством неких магнитных сил,которые можно накапливать и передавать с целью устранения болезней. Оказал существенное влияние на философию романтизма.
Метод интроспекции в истории психологии
До конца 19-го века метод интроспекции был и главным, и единственным методом психологии.
Милль, Джон Стюарт
(1806-1873) - английский философ, экономист, представитель ассоциативной психологии. В качестве методологической основы своей "ментальной химии" выдвигал тезис о несводимости свойств результата ассоциативного объединения к сумме свойств его составных частей. Считал, что процесс ассоциации как реального объединения происходит на уровне мозговых, физиологических процессов, а сознание выступает лишь как эпифеномен.
Молешотт, Якоб
(1822-1893) - немецкий философ, физиолог, представитель вульгарного материализма. Сводил философию к естествознанию. Рассматривал человеческое мышление как физиологический механизм. По его мнению, особенности психических процессов напрямую зависят от процессов материальных, в частности, от характера пищи.
Основные положения концепции Леви-Брюля
В процессе исторического развития психика человека изменяется не только количественно, но и качественно; заодно с содержанием преобразуется и ее форма - сами закономерности, которым она подчиняется.
Парменид
(период расцвета 504-501 до н. э.) Основатель элейской школы. Провел принципиальное различие между чувственно познаваемым миром и миром умопостигаемым. чувственно познаваемый мир - текучий, зыбкий, вечно изменчивый. умопостигаемым мир - неподвижен, однороден, закончен. Первым провел принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным (<единым>) , бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера <мнения>). Сформулировал идею тождества бытия и мышления.
Плотин
(203 - 269 г. до н.э.) Проповедовал абсолютную им материальность души. Утверждал, что душа обладает способностью направляться не только "вверх" - к божественному, и "вниз" - к неземному материальному миру, но и к самой себе, воспринимая тем самым свою собственную деятельность. Индивидуальные души происходят от мировой души. Он понимал психическое действие любого уровня как чисто духовное. Память - это не запас впечатлений она есть не что иное, как знание о свих прежних действиях. Основатель неоплатонизма. Плотин сыграл большую роль в развитии античной диалектики.
Психофизический параллелизм
Философский постулат, в соответствии с которым психические и физиологические процессы должны рассматриваться независимо друг от друга как существующие практически независимо друг от друга.
Развитие отечественной экспериментальной психологии
Ланге, Бехтерев, Челпанов - системное и объективное рассмотрение психики человека.
Развитие психологической мысли в XVII веке
Эпоха Просвещения: Р. Декарт, Г. Лейбниц, Т. Гоббс, Гартли, А. Н. Радищев.
Раш, Джеймс
(1786 - 1869) Произвел первую революцию в психологии как переход к изучению объективной психологии. Его система строилась на двух фундаментальных принципах: 1. Отражение, 2. Реальность действия. Важную роль в структурировании человеческой психики отводил речевым знакам.
Рид, Томас
(1710 - 1796) <Шотландская школа>. Его теория - каждый человек рождается с запасом принципов и истин, позволяющих ему независимо от опыта различать прекрасное и безобразное, дурное и хорошее. Дал понятие ощущение - простое состояние, которое существует в уме познающего.
Спенсер, Герберт
(1820-1903) - английский философ и психолог. Автор книги "Основы психологии" (1855). Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде при переходе от гомогенности к гетерогенности. Внутри сознания выделял различные чувствования, к которым относил ощущения и эмоции и которые могут объединяться посредством ассоциативного процесса.
Спиноза
(1632 - 1677) Его идеи: Единственная субстанция - природа. Психическое мышление столь же реально, как и физическое. Вместе с Гоббсом выдвинули идеи: О принципиальной неотделимости души и тела, душа не самостоятельная по отношению к телу <начало>. Предметом психологии познания должны служить конкретные психические явления, а не душа как целостная сущность. Учение о психике - часть общего учения о материальном мире. Законы природы - есть строго причинные явления.
Спиноза, Барух Бенедикт
(1632-1677) - нидерландский философ. Предложил решение психофизической проблемы на основе материалистического монизма, когда мышление и протяжение были рассмотрены как атрибуты одной и той же субстанции. Разработал учение об аффектах, где они рассматривались как психические процессы, реализация которых или увеличивает, или уменьшает способность тела к действию.
Фейербах, Людвиг
(1804 - 1872) Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид. Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством <религии любви> (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты).
Фехнер, Густав
Создатель психофизики.
Флуранс
(1794 - 1867) Французский физиолог и врач. Доказал, что мозг является органом мысли. Экспериментальными способами впервые выяснил, что:

мозжечок - координирует движения

продолговатый головной мозг - это жизненный узел

четверохолмие - зрение

спиной мозг - возбуждение

Шпет, Густав Густавович
(1879-1938) философ-идеалист, историк, психолог. Принял участие в создании Московского психологического института. По представлениям Шпета, процесс познания основан на отыскании первичных начал и принципов бытия (смыслов, эйдосов, идей). В человеческой деятельности проявляются интуитивные акты человеческого разума,смысл которых необходимо обнаружить. В работе "Внутренняя форма слова" (1927) развивал положение, что язык предстает как основа культуры.
Эпикур
(341 - 270 до н.э.) - древнегреческий философ, последователь атомистического учения Демокрита. Допускал возможность самопроизвольного отклонения атомов, которую клал в основу своего учения о душе и свободой воле. Разработал метод борьбы с неприятными аффектами, например, со страхом, при опоре на теоретическое познание мира.
Юм, Давид
(1711-1776) - английский философ. Стоял на позициях Дж. Локка в суждении, что в душе находятся только впечатления, полученные в течении жизни, и идеи как их копии. Выделял среди явлений сознания два класса: простые и сложные явления, образованные суммациeй простых. Им было описано несколько форм такого суммирования. Это - ассоциации по сходству (или контрасту), по смежности в пространстве и времени, по причинности.
Ясперс, Карл
(1883-1969) - немецкий философ и психиатр, один из создателей философии экзистенциализма. Рассматривал психопатологию как форму поиска человеком своей индивидуальности. Считал, что подлинный смысл бытия открывается перед ним лишь в пограничных ситуациях. Именно в этих ситуациях происходит отказ от научных представлений и стереотипов повседневности, перед человеком открывается интимная сторона мира и наступает подлинное переживание бога.

См. также

Психология Статьи

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru