История психологии в семнадцатом - первой половине девятнадцатого века

   В данный период довольно активно развивалось материалистическое естествознание. Ученые-практики находили все больше новых, неизвестных науке фактов, которые в сумме своей показывали, с одной стороны, сложность устройства этого мира, а с другой - несостоятельность прежних теорий, в том числе религиозных. Философы пробовали соединить все эти факты в новые теории, и со временем все большее влияние приобретали материалистические концепции, объясняющие мир в целом и душу человека в частности как превратности естественного хода вещей. В этот период психологии еще не было как самостоятельной науки, однако психологическая мысль довольно активно развивалась.

В философии рассматриваемый период иногда называют временем великих рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза) и великих эмпириков (Ф. Бэкон, Т. Гоббс), которые порывают с традициями богословской "науки" и закладывают методологические основы современного научного знания.

Для психологии, пожалуй, особое значение имеют работы Р. Декарта. Именно Декарт вводит два новых понятия, которые определили развитие двух основных ветвей в научной психологии конца девятнадцатого и начала двадцатого веков:

- рефлекс,

- сознание (в современном, интроспективном смысле).

Считается, что Декарт является одним из основоположников механистического естествознания, которое объясняет всю природу движением протяженных тел под воздействием внешнего механистического толчка (прилагаемых сил). Декарт распространил через понятие рефлекса этот же механический идеал на объяснение жизни организма.

В том числе и аффекты Декарт стал рассматривать как явления, непосредственно связанные с телесными воздействиями. То есть аффект по Декарту это не что-то религиозно-морально-этическое, но некоторое внутреннее движение, которое происходит в человеке при воздействии внешних сил.

Однако в своем материализме Декарт не смог дойти до конца. Он резко противопоставлял в заостренном дуализме душу и тело. Он признает существование двух различных субстанций:

- материя это субстанция протяженная в пространстве и не мыслящая;

- душа это субстанция мыслящая и не протяженная в пространстве.

Декартом материя и душа определяются разнородными атрибутами и противостоят друг другу как независимые субстанции. Этот разрыв души и тела, психического и физического, становится в дальнейшем камнем преткновения и сложнейшей проблемой философской мысли.

Заслуга Декарта, как уже говорилось, состоит и во введении в научный обиход современного понимания сознания. До Декарта определяющим для науки было определение понятия "душа" (психе), данное Аристотелем (еще до нашей эры). У Аристотеля душа была общим принципом (началом, источником) жизни. Декарт определяет сознание как "все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой". Другими словами, Декарт вводит принцип интроспекции, самоотражения сознания в себе самом. Он закладывает, таким образом, основы интроспективного понятия сознания как замкнутого в себе внутреннего мира, которое отражает не внешнее бытие, а самого себя.

Дуализм Декарта привел к тому, что в дальнейшем его последователи разбились на два лагеря: одни развивали материалистические положения, другие - спиритуалистические (относящиеся к душе). Так Лейбниц примкнул ко второму лагерю. Он развивал представление о замкнутом в себе внутреннем мире сознания. Это превращается у Лейбница в общий принцип бытия: все сущее в его монадологии мыслится по образу и подобию такого замкнутого внутреннего мира, каким оказалось у Декарта сознание.

Однако в объяснении душевных явлений, как и в объяснении явлений природы, Лейбниц самым существенным образом расходится с Декартом в одном для него центральном пункте: для Декарта все в природе сводится к протяженности. Для Лейбница же основное это сила. Декарт ищет объяснения явлений природы в положениях геометрии, Лейбниц - в законах динамики. Для Декарта всякое движение является результатом внешнего толчка; из его системы выпала всякая внутренняя активность; для Лейбница она - основное.

У Лейбница в центре его психологической системы - понятие апперцепции. Этим он оказал в дальнейшем существенное влияние на И. Канта, И. Ф. Гербарта, В. Вундта и многих других ученых.

Интересно, что именно с работами Лейбница связывают первое проникновение в психологическую мысль понятия о бессознательном. Лейбниц рассматривал "бесконечно малые перцепции", которые существуют помимо сознания и рефлексии, но тем не менее способны оказывать влияние на поведение.

Декарт в свое время начал разрабатывать интуитивный (или интроспективно-умозрительный) метод для познания духовных явлений. Это нашло продолжение и в работах X. Вольфа, И.Н. Тетенса.

Декарт очень во многом оказал влияние и на развитие так называемого французского материализма:

- Э. Леруа,

- П. Ж. Ж. Кабанис,

- П. А. Гольбах,

- Ж. О. де Ламетри ("Человек - машина").

Параллельно с французским развивался английский материализм, наиболее видным представителем которого стал Дж. Локк, разработавший так называемый сенсуалистический материализм. Английский материализм выдвигает два основных принципа, оказавшие существенное влияние на развитие психологии:

- принцип сенсуализма, чувственного опыта, как единственного источника познания;

- принцип атомизма, согласно которому задача научного познания психических, как и всех природных явлений, заключается в том, чтобы разложить все сложные явления на элементы, на атомы и объяснить их из связи этих элементов.

Для рационалистической философии, берущей начало от Декарта, больше характерен умозрительный метод. Английский же эмпиризм противопоставляет этому опыт. Родоначальником английского материализма считается Ф. Бэкон. Тенденции материалистического сенсуализма вслед за Бэконом продолжает П. Гассенди, воскресивший идеи Эпикура. Идеи Бэкона систематизирует Т. Гоббс, который развивает материалистическое и сенсуалистическое учение о психике. Он выводит все познание, а также и волю из ощущений, а ощущение признает свойством материи.

Дальнейшее развитие и непосредственное применение к психологии принципы эмпирической философии получают именно у Дж. Локка. Критика умозрительного метода, направленного на познание субстанций, в локковской теории познания ведется в интересах поворота от умозрительной метафизики к опытному знанию.

Наряду с ощущением источником познания внешнего мира Локк признает "внутреннее чувство" (рефлексию), отражающую в нашем сознании его же собственную внутреннюю деятельность. Рефлексия дает нам "внутреннее бессознательное восприятие, что мы существуем". Весь опыт Локком разделяется на внешний и внутренний. Гносеологический дуализм надстраивается у Локка над первоначальной материалистической основой сенсуализма.

У Локка оформляются, таким образом, основы новой, эмпирической психологии. На смену психологии как науки о душе выдвигается "психология без души" как наука о явлениях сознания, непосредственно данных во внутреннем опыте. Это понимание определяло судьбы психологии вплоть до XX в.

С. Л. Рубинштейн отмечает, что, хотя Локк как эмпирист противостоит рационализму Декарта, он по существу в своей трактовке внутреннего опыта как предмета психологии дает лишь эмпирический вариант и сколок все той же декартовской концепции сознания. Предметом психологии является, согласно Локку, внутренний опыт. Внутренний опыт познается путем рефлексии, отражения нашего внутреннего мира в себе самом. Эта рефлексия предоставляет нам "внутреннее непогрешимое восприятие своего бытия". Вместе с тем Локк по существу устанавливает интроспекцию как специфический путь психологического познания и признает ее специфическим и притом "непогрешимым" методом познания психики. Так в рамках эмпирической психологии устанавливается интроспективная концепция сознания как особого замкнутого в себе и самоотражающегося внутреннего мира.

После Локка сенсуалистические идеи развивает - уже во Франции - Э. Б. де Кондильяк, который придает локковскому сенсуализму более радикальный характер. Он отвергает, как и Д. Дидро (который выпускает свой трактат по психологии под показательным названием "Физиология человека"), К. А. Гельвеций, Ж. О. де Ламетри, Ж. Б. Р. Робине и другие французские материалисты, "рефлексию", или внутреннее чувство, Локка в качестве независимого от ощущения источника познания. Идеи Локка распространились и на Германию, где сенсуалистический материализм обогатился идеями, почерпнутыми из классической немецкой идеалистической философии первой половины XIX в., из философии Л. Фейербаха.

Принцип атомизма, который, как уже отмечалось, был одним из двух основных принципов английского сенсуалистического материализма, получил свою конкретную реализацию в психологии в учении об ассоциациях. На то время (19-й век) именно ассоциации представлялись теми базовыми атомами душевной жизни, из комбинации которых складывается все остальное. Основоположниками этого ассоциативного направления в психологии, оказавшегося одним из наиболее мощных ее течений, являются Д. Юм и Д. Гартли. Гартли заложил основы ассоциативной теории на базе материализма. Его ученик и продолжатель Дж. Пристли (1733 - 1804) провозгласил обусловленность всех психических явлений колебаниями мозга и, отрицая принципиальную разницу между психическими и физическими явлениями, рассматривает психологию как часть физиологии.

В свою очередь идея ассоциативной психологии получила в дальнейшем особое развитие - но уже не на материалистической, а на феноменалистической основе - у Д. Юма. Влияние, оказанное Юмом на развитие философии, особенно английской, способствовало распространению ассоциативной психологии. Под несомненным влиянием ньютоновской механики и ее закона притяжения Юм вводит в качестве основного принципа ассоциацию как своего рода притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи. Все сложные образования сознания, включая сознание своего "я", а также объекты внешнего мира являются лишь "пучками представлений", объединенных между собой внешними связями - ассоциациями. Законы ассоциаций объясняют движение представлений, течение психических процессов и возникновение из элементов всех сложных образований сознания.

Получается, что даже и внутри ассоциативной психологии друг другу противостоят материалистическое направление, которое связывает или даже сводит психические процессы к физиологическим, и субъективно-идеалистическое направление, для которого все сводится к ассоциации субъективных образов - представлений. Эти два направления объединяет механицизм. Ассоциативное направление оказалось самым мощным течением оформившейся в середине XIX в. психологической науки.

Литература

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


См. также

История психологии

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru