Психологические законы

   Весьма распространенные среди людей и надежные во времени закономерности психической жизни.

 


Биогенетический закон
Предложен Ф. Мюллером и Э. Геккелем, согласно которому в индивидуальном, прежде всего эмбриональном, развитии высших организмов происходит закономерное повторение ("рекапитуляция") признаков, свойственных их биологическим предкам, то есть онтогенез повторяет в сокращенном варианте филогенез.
Закон Блоха
Субъективная яркость короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности стимула и его длительности. Но этот закон действует лишь в околопороговой области и при длительности стимула, не достигающей критической точки.
Закон Бугера-Вебера
Закон психофизики, согласно которому едва заметное изменение ощущения при изменении интенсивности раздражителя возникает при увеличении исходного раздражителя на некоторую постоянную его долю. Э. Вебер проводил эксперименты на различение весов, длин линий и высоты звукового тона, в которых также показал постоянство отношения едва заметного изменения раздражителя к его исходной величине.
Закон Дондерса
Закон суммативности психического (познавательного) процесса.
Закон Йоста
При равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений.
Закон Пипера
Порог зрительного восприятия уменьшается пропорционально квадратному корню площади стимула, при условии, что эта площадь превышает 1 угловой градус.
Закон Рибо
Разрушение памяти при прогрессирующей амнезии, например в случаях заболеваний или в пожилом возрасте, имеют определенную последовательность: сначала становятся недоступными воспоминания о недавних событиях, затем начинает нарушаться умственная деятельность личности, происходит утрата чувствований и привычек. распадается инстинктивная память. В случае восстановления памяти прохождение этих же этапов происходит в обратном порядке.
Закон Рикко
Характеристики порогового раздражителя, такие как его яркость и угловая площадь, находятся в обратно пропорциональной зависимости. Этот закон действенен для световых раздражителей с небольшими угловыми размерами.
Закон Стивенса
Между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует не логарифмическая, по Фехнеру, а степенная зависимость: Y = k * S в степени n (Y - субъективная величина, ощущение, S - стимул, n - показатель степени функции, k - константа, зависящая от единицы измерения). При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости он имеет значение 0,3, для электрического удара - 3,5.
Закон Тальбота
Видимая яркость источника прерывистого света при достижении частоты слияния световых мельканий становится равной яркости непрерывного света, имеющего те же значения светового потока.
Закон Фехнера
Величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя.
Закон Хика
Время реакции при выборе из некоторого числа альтернативных сигналов зависит от их числа. Формула В.Э. Хика: ВР = а*log(n+1) (ВР - среднее значение времени реакции по всем альтернативным сигналам; n - число равновероятных альтернативных сигналов; а - коэффициент пропорциональности).
Закон Эбнея
Эффект суммации яркости нескольких спектральных цветов при их комбинации, обусловливающей восприятие нового цвета.
Закон Эммерта
Видимая величина последовательного образа прямо зависит от удаленности экрана, на который этот образ проецируется. Эта закономерность может не проявляться при больших (свыше 10-15 м.) расстояниях до экрана, а также при эйдетизме.
Закон осознания Клапареда
Отношения, рано учитываемые в реальном поведении и способствующие его автоматизации, осознаются с трудом и поздно, а отношения, препятствующие автоматизации, рано осознаются.
Законы Йеркса - Додсона
Эмпирические закономерности, связывающие мотивацию и человека и качество выполняемой им деятельности. 1-й закон: соотношение мотивации и качества деятельности выражается колоколообразным графиком: при повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато, приводит к снижению продуктивности. 2-й закон: при более сложной задаче является более оптимальным более низкий уровень мотивации.
Законы аддитивного смешения цветов
Для каждого цвета существует другой единственный цвет ("дополнительный"), при смешении с которым получается ахроматический серый цвет. Субъективно одинаково воспринимающиеся цвета при смешении с другими цветами дают также одинаково воспринимающиеся цвета, вне зависимости от их спектрального состава. При смешении двух разных цветов получается цвет, промежуточный между исходными, так что при смешении этого полученного цвета с одним из исходных нельзя получить второй исходный цвет. При смешении двух разных цветов результирующий цвет всегда менее насыщен, чем хотя бы один из исходных.
Теорема Томаса
Социально-психологический феномен, заключающийся в том, что если человек определяет ситуацию как реальную, то ситуация станет реальной по своим последствиям.
Феномен Ауберта
Эффект более легкого обнаружения светлых объектов на темном фоне, чем темных на светлом при одинаковых величинах яркостного контраста.
Феномен Ауберта-Ферстера
Зависимость остроты периферического зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения. При их одинаковых угловых размерах маленькие и близкие объекты распознаются лучше, чем большие и удаленные.
Феномен Ауберта-Фляйшля
Эффект переоценки скорости движущегося объекта в 1,5-2 раза при фиксированном взоре, лишенном возможности осуществлять следящие движения, ориентированные на скорость и траекторию движущегося объекта.
Эффект Зейгарник
Закономерность, в силу которой лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием.
Эффект Монте-Карло
Склонность связывать два или более вероятностных независимых событий. В частности, это проявляется в суждении, что после многих проигрышей в игре типа рулетки шансы на выигрыш возрастают.
Эффект Раншбурга
Частный случай интерференции запоминаемого материала, характеризующийся затруднениями, которые возникают при увеличении сходства заучиваемого материала.
Эффект Рингельмана
Феномен социальной психологии, состоящий в том, что по мере увеличения численности группы индивидуальный вклад в коллективную работу уменьшается.
Эффект эгоцентризма
Особенность принятия решения, характеризующаяся переоценкой вероятности события в том случае, если она подтверждается личным опытом, а не опытом других людей.

См. также

Общая психология Психология

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru