Инстинкт подражания

Врожденная схема поведения – подражание поведению других индивидов.

Какой биологический смысл у подражания? Тут можно выделить как минимум два аспекта.

Во-первых, подражание способствует выживанию детенышей. Не случайно поэтому, что у разных видов инстинкт подражания особенно ярко себя проявляет у юных особей. Если, например, был замечен охотящийся хищник, то мама может залезть на дерево и спастись. Своих детенышей она на дерево затащить не сможет, вместо нее сделает это инстинкт подражания. Если у кого-то из детенышей этот инстинкт окажется слабым, он с большей вероятностью станет жертвой. С инстинктом подражания связан и инстинкт следования (детеныш следует за матерью). Инстинкт следования можно рассматривать как частный случай инстинкта подражания. Он тоже обеспечивает выживание детенышей. Хотя все-таки для инстинкта следования характерно то, что между матерью и детенышем как бы натягивается невидимая веревочка («поводок»), и в случае опасности эта веревочка становится короче.

Во-вторых, инстинкт подражания способствует передаче опыту от старших поколений младшему, обучению молодых особей. Детеныши повторяют за другими (часто матерью) действия и тем самым обучаются. Часто можно наблюдать, как, например, котята повторяют за кошкой её поведение. Инстинкт подражания помогает молодым особям быстрее оттачивать свои умения и навыки и даже узнавать что-то новое, полезное для выживания: где находится еда, какие животные и растения опасны, как лучше охотиться в тех или иных случаях и т.д.

Инстинкт подражания требует некоторой интеллектуальной деятельности. Животное, например, должно уметь сопоставить поведение другой особи и свое, проявлять наблюдательность и некоторое «понимание жизни». Поэтому особенно ярко инстинкт подражания проявляет у развитых животных: хищников, приматов.

У человека инстинкт подражания развит тоже очень хорошо. Особенно заметно его влияние на поведение в первые годы жизни: ребенок повторяет звуки, стремится подражать в движениях и т.д. С возрастом этот инстинкт не исчезает. Он даже не столько притупляется, сколько замещается другими инстинктами и разумным поведением.

Если двухлетний ребенок просто повторяет за родителями то, что увидел и услышал, то второклассник, например, будет уже стремиться работать как папа или как персонаж книги или фильма. Но при этом второклассник тоже будет время от времени «просто так» повторять незнакомые слова или жесты. Тяга к подражанию не исчезнет и в более зрелом возрасте. Второкурсник, например, будет смотреть видеоклипы – в том числе и для того, чтобы увидеть как сейчас модно одеваться, какие слова модно говорить, какие жесты делать. Пожилой человек будет смотреть по телевизору ток-шоу – в том числе и для того, чтобы научиться говорить правильные слова.

Инстинкт подражания, как и прочие инстинкты, не действует в каждый момент времени. Он включается в определенных ситуациях. В младенчестве и в первые годы жизни он включается автоматически – как только в поле зрения попадает другой человек. При этом ребенок не испытывает каких-то особых эмоций, по которым можно было бы судить о пробуждении инстинкта подражания.

В более зрелом возрасте начинается дифференцированное подражание. Чем выше социальный статус (в широком смысле) у наблюдаемого человека, тем легче включается инстинкт подражания. При этом обычно предметом подражания становятся те особенности, которые выгодно выделяют человека из «серой толпы»: повадки, привычки, элементы одежды и т.д. Часто поэтому инстинкт подражания в зрелом возрасте выдает себя эмоцией зависти – с нее начинается подражание.

Инстинкт подражания нещадно эксплуатируется современными маркетологами, заставляя покупать вещи за двойную, тройную цену – только потому, что она есть у какой-нибудь модной, статусной певицы или известного футболиста.

Когда у человека инстинкт подражания развит слишком сильно, у него развивается такое качество, как конформность.

 


См. также

Инстинкт

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru