Понятие "викарное научение" широко используется в теории социального научения. Многие схемы поведения приобретаются путём наблюдения за действиями других и за последствиями, которые эти действия для них имеют.
Примеры викарного научения:
- Ребёнок, наблюдающий за болезненным выражением на лице старшего брата, сидящего в кресле у зубного врача, будет бояться собственного посещения дантиста.
- Взрослый человек, наблюдающий за тем, как кто-то более опытный в вождении автомобиля выпутывается из сложной дорожной ситуации, в дальнейшем тоже будет использовать эту манеру.
Теория социального научения подчёркивает роль моделей в передаче конкретных схем (алгоритмов) поведения, а также в эмоциональных реакциях.
По отношению к викарному обучению очень важно понятие авторитета. Данное обучение происходит в подавляющем большинстве случаев лишь в результате наблюдения за поведением авторитетного лица (или это старший по возрасту человек, или более опытный).
Викарное поведение отчасти строится на инстинктах подражания.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я