Операциональная концепция интеллекта

   Теория, предложенная Ж. Пиаже и объясняющая становление интеллекта через развитие обобщенных схем действий, превращающихся в операции.

В 1930-х годах Ж. Пиаже поставил перед собой задачу – провести комплексный междисциплинарный анализ интеллекта как сложной системы. Этот анализ надлежало одновременно провести с нескольких сторон:

– биологической,

– гносеологической,

– психологической,

– логической,

– социологической.

Вопросы, которые ставились:

– Как происходит переход от незнания к знанию?

– Как происходит переход от менее достоверного к более достоверному знанию?

– Существуют ли врожденные идеи, или наши знания целиком извлекаются из опыта?

– Как формируются основные категории познания: объект, пространство, время, количество и др.?

Постепенно Пиаже пришел к выводу, что интеллект человека это одна из форм приспособления к среде обитания. Человек, как и другие живые организмы, имеет внутреннюю потребность в поддержании гармоничных взаимоотношений с окружающей средой. Другими словами, человек испытывает потребность в равновесии со средой. Поскольку для равновесия требуется некоторая адаптация, постольку человек испытывает потребность в адаптации к среде. Разного рода воздействия среды выводят индивида из равновесия.

Для обретения прежнего состояния равновесия организм должен проявлять почти непрерывную активность. Активность эта может быть разного рода: как физическая (движения, например), физиологическая (заживление раны, например), психофизиологическая (рефлексы), так и психологическая, в том числе интеллектуальная.

Таким образом, тенденция к уравновешиванию признается Пиаже верховным принципом развития, в том числе и интеллектуального. Введение концепта равновесия позволяет понять психическое развитие (и развитие интеллекта) как саморазвитие, как процесс самодвижения.

Согласно операциональной концепции интеллекта процесс познавательной адаптации складывается из двух разнонаправленных процессов:

– ассимиляции,

– аккомодации.

Ассимиляция и аккомодация рассматриваются как противоположно направленные, но неразрывно связанные и взаимодополняющие тенденции в поведении. При ассимиляции решение проблемной ситуации происходит с помощью имеющихся схем действия или когнитивных схем. При чтении, например, происходит ассимиляция информации. Используя общую «схему хватания», ребенок может брать самые различные объекты. Ассимиляция обеспечивает сохранность, стабильность познавательных структур. Некоторой трансформации подвергается лишь сама проблемная ситуация или новый объект. Аккомодация же это изменение схем применительно к новой ситуации, к новой задаче. Аккомодация обеспечивает вариабельность, развитие, выработку новых схем. Ребенок научается по-разному подготавливать руки, пальцы, в зависимости от того, протягивают ли ему листок бумаги или мячик (схема хватания подверглась аккомодации).

Именно уравновешивание тенденций ассимиляции и аккомодации, согласно теории Пиаже, обеспечивает наиболее эффективную адаптацию. Однако это состояние всегда лишь приблизительное и временное, которое вновь сменяется нарушением равновесия.

При разных видах поведения соотношение ассимиляции и аккомодации может быть различным. Преобладание ассимиляции над аккомодацией наблюдается в символической игре маленьких детей. В зависимости от желания и интереса ребенка кусок старого дерева «понарошку» может быть или куклой, или кораблем, или самолетом. Преимущественная аккомодация проявляется в подражательном действии, в случае уподобления собственного поведения свойствам внешнего воздействия (например, малыш имитирует открывание - закрывание коробочки движениями рта, воссоздает позой образ «мертвой утки»).

Большое внимание Пиаже уделяет взаимодействию ребенка и предметов. Интеллект ребенка строится на основе действия, на основе опыта действий с вещами. Чтобы познавать объекты, субъект (ребенок) должен действовать с вещами:

– схватывать,

– ощупывать,

– приближать,

– удалять,

– перемещать,

– соотносить и т.д.

Опыт, который приобретает субъект на протяжении жизни, откладывается в виде схем действия. Эта схема действия – одно из наиболее важных понятий в концепции Пиаже. Схема действия это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. Схема действия в широком смысле слова — это структура на определенном уровне умственного развития.

При достижении некоторого качественно нового состояния обобщенные схемы действий превращаются в операции (операторные структуры). Именно поэтому концепция Пиаже называется операциональной. Операции это интериоризированные предметные действия, ставшие обратимыми и сгруппированными в системы.

Обратимость операций в концепции Пиаже занимает важное место. Все операции обратимы, то есть для каждой существует симметричная и противоположная.

В процессе изучения развития операционального интеллекта у детей Ж.Пиаже выделил четыре стадии.

1-я. Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период жизни ребенка от рождения до 2-х лет. Она характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках.

2-я. Стадия дооперационального мышления, включающая развитие мышления детей возрасте от 2 до 7 лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления.

3-я. Стадия конкретных операций с предметами. Она характерна для детей в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми.

4-я. Стадия формальных операций. Ее в своем развитии достигают дети в среднем возрасте: от 11-12 до 14-15 лет. Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое.

 


Конкретные операции
Логические операции, осуществляющиеся на основе внешних, наглядных данных и свойственные детям в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Понятие операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже.

См. также

Интеллект Развитие мышления

 


Рейтинг@Mail.ru    RSS RSS    azps@azps.ru