- Колобок (желательно, чтобы его играли двое - мужчина и женщина, так как их манипуляции могут различаться)
- Дедка, Бабка
- Заяц
- Волк и Волчица (введение пары необходимо, чтобы дать возможность продемонстрировать манипуляцию типа «клин»)
- Медведь
Лиса в игру не вводится, так как ее манипуляции - «лесть» и «давление на жалость» сработали - Колобок был съеден.
Ведущий исполняет роль сказочника.
«Издавна народный опыт передается в виде басен, пословиц, поговорок, легенд и сказок. Понять сказки народа - значит понять его психологию и то, что сейчас принято называть менталитет...
Для демонстрации основных манипуляций в переговорах, мы возьмем одну из самых манипулятивных сказок - «Колобок».
Заметьте, главный герой не обладает никаким значимым ресурсом, кроме того, что он вкусный. Именно поэтому все и хотят его съесть: и дед с бабой, и заяц, и волк, и медведь, и лиса. Однако, колобок имеет еще и язык, поэтому находит для каждого из них какие-то слова, после которых его предпочитают отпустить.
Если посмотреть внимательно, то каждый из участников имеет некоторые ожидания в отношении колобка и обладает уникальным ресурсом силы, а именно.
Бабка и дед |
Они собирали его по сусекам и амбарам, готовили, ожидали удовольствия посидеть и попить чайку. Они имеют право закрыть двери и окна и не выпустить колобка за пределы избы... |
Заяц |
Имеет быстрые ноги, поэтому от него просто так не убежишь... |
Волк и волчица |
Колобками они, кончено, не питаются, но в плане разнообразия, а также под день рождения волчицы... зубы и сила, а также сильные ноги явно на стороне волков |
Медведь |
Колобки с медом - любимая еда. |
|
Ее сила - манипуляции, поэтому против этого ресурса колобку было не устоять. |
В сказке переговоры из текста выпущены. Мы постараемся восстановить диалоги участников. Для этого нам предстоит выбрать участников сказки, причем, для демонстрации особенностей парных манипуляций попросим волка выступить вместе с волчицей.
Лису выбирать не будем, потому что там манипуляции были прописаны, а именно:
«Что-то я глуховата стала, не сядешь мне на нос?» - манипуляция «Давление на жалость»
«Ах, какая красивая песенка, да как ты ее хорошо поешь, спой мне ее еще раз...» - манипуляция лесть.
С лисой Колобку не повезло, однако, до нее он был достаточно успешен. Проиграем возможные ходы Колобка.
Работа строится так: ведущий выполняет роль оратора. Роль Колобка могут играть двое участников - мужчина и женщина - для демонстрации особенностей женских и мужских типов манипуляций.
Колобок проводит переговоры последовательно с каждым участником. Одно условие: если уговариваемый понимает, что, в принципе, прозвучал убедительный аргумент, упираться из принципа не стоит.»
Анализ : Лучше всего проводить анализ непосредственно в ходе игры. Ведущий обладает правом «стоп-сигнала», чтобы прервать игру и дать название той манипуляции, которая только что была использована. Среди них могут быть следующие:
Лесть: «Голубушка, как хороша»
Давление на жалость: «Сами мы не местные»
Системы альтернатив: «у вас два варианта: один неверный - второй мой»
Комментарий смыслов: «Это чтобы ты смог меня съесть...»
Ограничение выбора: «Или сегодня, или никогда»
Эмоциональная атака: «Я сто раз понятным языком говорила этому ужасному человеку, что ни мы и никто другой не сможет выполнить его непонятных требований, но он упорно настаивает, и угрожает нам различными санкциями, судами, конкурентами, чем совершенно вывел меня из себя...»
По итогам упражнения участникам Важно зафиксировать следующие правила:
1. Манипуляции могут быть разрушены встречной манипуляцией. Именно поэтому манипулятора Колобка смогла победить манипулятор Лиса.
2. Манипуляторы боятся разоблачения, поэтому манипуляции могут быть разрушены, если их назвать ( Вы пытаетесь вбить между нами клин? ).
3. Манипулятор более всего не защищен от той манипуляции, которую он использует, т.к. именно из-за собственной неспособности эффективно ей противостоять он считает эту манипуляцию сильным оружием. Т.е. умея анализировать манипуляции, Вы не только защищены в переговорах, но и получаете средство управления партнером.