Название. Профориентационная игра "Твои капиталы"
Предназначение.
Процедура группового профориентационного тренинга. Участники осваивают понятие "капитал".
Качества. Профессиональное самоопределение. Рациональность
Содержание
Ведущий затевает с участниками небольшое обсуждение на тему "Откуда в моем кармане могут появиться деньги?" Обсуждение происходит в стиле мозгового штурма: участники оглашают причины возникновения денег, ведущий записывает эти причины на доске (стараясь не повторяться).
Ожидаемо, что причин может быть названо довольно много (10, 20 или больше):
- нашел на улице,
- заработал,
- украл,
- продал что-то,
- попросил у кого-то,
- родители выдали карманные деньги,
- взял кредит,
- получил стипендию и т.д.
Если сгруппировать все источники возможного дохода, то получится четыре группы:
1) случай,
2) мои личные качества (способности, знания, образование, опыт, характер, воля, целеустремленность, красота, обаяние и др.),
3) долговременные отношения с другими людьми - связи - социальный капитал,
4) материальный капитал - все прочее (уже имеющиеся деньги, движимое и недвижимое имущество, владение акциями, долями в уставном капитале, оборудование и т.п.).
Если нашел деньги на улице - это в чистом виде случай. Хотя и наблюдательность тоже имеет некоторое значение.
Заработал деньги - в основном это "работают" твои личные качества. Хотя и социальный капитал тоже для заработка имеет большое значение.
Украл - в принципе, то же самое. Личные качества + некоторое значение социального капитала.
Продал что-то (автомобиль или жвачку) - "работает" материальный капитал.
Попросил у кого-то и тебе дали - скорее всего, это работает социальный капитал (связи) плюс некоторое обаяние, то есть личные качества.
Родители выдали карманные деньги - то же самое.
Взял кредит - в основном это социальный капитал (у тебя хорошая репутация).
Получил стипендию - социальный капитал (в обществе ты имеешь статус студента).
Не все так просто, конечно. Бывают случаи, когда деньги оказываются в кармане не благодаря действию того или иного капитала, а вопреки ему. Например, человек может взять кредит, потому что имел глупость это сделать и изрядную долю оптимизма. Участники тренинга, возможно, захотят опровергнуть эту классификацию, и имеют на это полное право. Однако несложно будет доказать, что эта схема не работает лишь в редких случаях, в целом она очень хорошо отражает то, откуда у вас берутся в кармане деньги.
Далее из числа участников выбирается один доброволец. Все остальные участники делятся на две группы: "ангелы" и "демоны". Эти две группы рассаживаются в разные углы тренингового зала. Доброволец остается в центре.
Ведущий задает вопрос ему: "Представь, что прошло пять лет. Какие капиталы ты бы хотел иметь? Какие личные качества? Какой социальный капитал? Какой материальный капитал?"
Далее дается задание "ангелам": "Представьте, что прошло еще пять лет. Как могут увеличиться капиталы вашего товарища? Как и почему? Время на обсуждение - три минуты".
Когда "ангелы" оглашают свой вердикт, аналогичное задание дается "демонам": "Демоны, представьте, что прошло еще пять лет. Как могут уменьшиться капиталы вашего товарища? Как и почему? Время на обсуждение - тоже три минуты".
Если вся группа довольно большая, то количество "ангелов" и "демонов" можно ограничить, создав таким образом еще группу наблюдателей.
Развитие "истории" проходит еще несколько этапов. Последнее слово - у "ангелов" (чтобы не портить настроение добровольцу).
Игра повторяется несколько раз, с разными добровольцами. Если ведущий замечает, что доброволец начинает слишком сильно переживать, то игру можно приостановить или направить в конструктивное русло.
В конце проводится обсуждение:
- Какие выводы вы сделали для себя из этой игры? Почему?
- Насколько сильно в своей жизни можно руководствоваться интуицией? разумом? почему?
Библиографическая ссылка
1. Профориентационная игра "Твои капиталы" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 29.10.2013. - Режим доступа: https://azps.ru/training/proforientation/tvoi_kapitaly.html (29.10.2013).