Название. Интеллектуальное упражнение "Переинтерпретации"
Предназначение.
Процедура группового психологического тренинга. Участники предлагают множество интерпретаций одной и той же истории.
Качества. Критичность. Креативность
Содержание
Тем или иным способом участники разбиваются на группы по три человека.
Ведущий рассказывает короткую историю. Это может быть сюжет какого-либо рассказа или повести (например "Муму" Тургенева), случай из жизни или совершенно выдуманная история. Главное - чтобы история была весьма похожа на правду. Лучше избегать фантастических сюжетов (с инопланетянами, межзвездными полетами и т.д.).
Далее ведущий высказывает сомнения в правдивости этой истории. Дескать, писатель многое представил не так или история услышана в десятом пересказе. Даже если ведущий рассказал историю из своей жизни, тем не менее его память не идеальна, он мог что-то подзабыть. Поэтому ведущий просит произвести переинтерпретацию истории. Подумать и решить - как было все на самом деле.
Группы готовятся. Времени на это отводится 5-10 минут. Далее группы представляют свои рассказы-переинтерпретации. Выслушав очередную переинтерпретацию, ведущий и участники из других групп могут задавать уточняющие вопросы, выискивать противоречия, высказывать сомнения. Задача каждой группы - успешно отбиться.
После выступления последней группы ведущий задает вопрос: "Так как же было все же на самом деле?" Пусть завяжется общая дискуссия, в которой каждый участник представляет уже свое собственное мнение.
Если время позволяет, можно повторить процедуру с новыми сюжетами, историями. Если первое обсуждение было посвящено выдуманному сюжету, второе лучше посвятить реальному.
В конце проводится обсуждение:
- Как можно догадаться, что чей-либо рассказ не совсем достоверен?
- Как можно доказать обман?
- Почему вымышленные сюжеты сложнее критиковать?
Библиографическая ссылка
1. Интеллектуальное упражнение "Переинтерпретации" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 29.06.2014. - Режим доступа: https://azps.ru/training/intelligence/pereinterpretacii.html (29.06.2014).