Название. Упражнение "Видеопазл"
Предназначение.
Процедура группового психологического тренинга, направленная на развитие наблюдательности, умения коллективно решать задачу. Участников просят из отдельных увиденных эпизодов сложить целостный сюжет.
Упражнение подойдет для разных возрастных групп. Если упражнение проводят для персонала какой-либо организации, то с его помощью можно проанализировать лидерский потенциал и умение договариваться.
Качества. Коммуникативная компетентность. Лидерские способности. Умение договариваться
Содержание
Для упражнения потребуется соорудить небольшой «кинотеатр». Нужен достаточно большой экран, чтобы участникам хорошо было видно все детали. Напротив экрана следует расставить кресла. Следует обратить внимание, что кресла должны быть расставлены в один ряд (можно дугой). При этом кресла должны быть вплотную придвинуты друг к другу.
Во время упражнения ведущий будет ходить за спинами участников, поэтому надо убрать все лишнее, что может помешать этому (например, столы). Очень желательно, чтобы ведущий передвигался бесшумно. Поэтому если есть возможность, то ходить лучше по ковру и в обуви с мягкой подошвой (например, кроссовках).
Заранее следует подобрать видео, которое будет показываться. Продолжительность видео должна быть примерно 3 минуты. Видео будет показываться без звука, поэтому следует подобрать такое, чтобы в нем и без звука было понятно, что происходит. Желательно, чтобы это трехминутное видео обладало каким-нибудь законченным сюжетом: вот некие люди, между ними завязывается некая ситуация (например, конфликт), вот она решается тем или иным способом. Хорошо подойдет старое немое кино (например, с Чарли Чаплиным), в котором действия персонажей говорят сами за себя. Желательно подобрать такое видео, которое участники вряд ли видели до этого.
Если ведущий остановил свой выбор на старом немом кино, тогда его можно проигрывать со звуком (музыкальное сопровождение не будет помогать разгадывать последовательность событий). Если проигрывать оригинальную звуковую дорожку нельзя (выбран, например, отрывок из звукового фильма), то эту дорожку можно заменить какой-нибудь музыкой. Из-за музыки участникам будет сложно следить за перемещениями ведущего (это важно).
Ведущий объясняет участникам суть упражнения: что всем им предстоит закрыть глаза, ведущий включит короткий фильм, после этого он будет ходить за спинами участников. Когда он кому-то из участников положит руку на плечо, тот сразу же открывает глаза и внимательно смотрит на экран, стараясь запомнить каждую мелочь. Когда ведущий уберет руку, участник тут же закрывает глаза. Ведущий обращает внимание участников на то, что к одному и тому же участнику он может подойти несколько раз. Каждый раз надо действовать одинаково: открыть глаза, запомнить, закрыть глаза.
Для этого упражнения хорошо иметь двух ведущих. Один ходит за спинами, другой наблюдает спереди. Если второго ведущего нет, то из состава участников выбирается один в качестве помощника. Ему объясняется задача - чтобы он следил за соблюдением правил.
Следует предварительно немного потренироваться. Все сидящие закрывают глаза. Ведущий обходит всех и на несколько секунд кладет каждому руку на плечо. Пока рука на плече, этот участник должен смотреть на экран. Соведущий или помощник внимательно следит. Если кто-то не понял или у него не получилось, надо попробовать снова.
Если есть вероятность, что кто-то из участников будет подсматривать через приоткрытые веки, тогда можно ужесточить условия. Например, участники закрывают глаза руками. Второй вариант - участники зажмуриваются и низко наклоняют голову. Третий вариант - у каждого на глазах непрозрачная повязка.
Начинается собственно упражнение. Ведущий включает фильм. Как только началось развитие сюжета, он кому-нибудь кладет руку на плечо, а через несколько секунд убирает. Тут же кладет руку кому-нибудь на другое плечо, убирает. Чтобы не было пауз, ведущему лучше приноровиться и задействовать обе руки: как только одну руку он убирает с чьего-либо плеча, тут же ее кладет на другое плечо.
Весь фильм ведущий ходит за спинами участников, стараясь охватить каждого, при этом выбирая следующего более-менее случайно.
Всегда есть вероятность, что кто-то из участников уже видел это видео. Поэтому после того, как фильм окончен и все уже открыли глаза, желательно спросить, всем ли это видео незнакомо. Если окажется, что кто-то знаком с сюжетом, то его просят отойти в сторонку и не участвовать в дальнейшем обсуждении.
Задача участников - восстановить сюжет из калейдоскопа моментов. Ведущий ставит перед участниками задачу прийти к единому решению, что же там был за сюжет в целом, после чего они уже должны сами как-то организоваться, чтобы решить эту не очень легкую задачу. Ведущий или ведущие сидят в стороне и наблюдают.
Если перед ведущими стоит задача выявить лидеров и тех, кто умеет работать в команде, то следует фиксировать в блокноте конструктивные действия участников. Например, первый, кто предложит, чтобы все по очереди высказались и рассказали увиденное, заслуживает плюса. Тот, кто задаст вопрос, кто видел самое начало сюжета и самый конец, тоже заслуживает плюса.
Заслужит плюс и тот, кто зацепится за какой-нибудь ключевой момент и предложит его проанализировать. Допустим, в сюжете фигурировал чемодан. Кто что может сказать про чемодан? Проследить судьбу чемодана значительно проще, чем сразу всей ситуации. Такой анализ следует признать конструктивным, особенно если он в итоге приведет к успеху.
Следует обращать внимание и на деструктивное поведение участников. Кто-то, возможно, сразу начнет высказывать свое мнение по сюжету в целом: «Мне кажется, что сюжет про то-то и про то-то». Такому участнику, особенно если он ошибается и ведет себя не самокритично, следует поставить минус. Минус заслуживает и том участник, который разрушает конструктивные тактики. Например, другие участники стали раскручивать линию чемодана, а этот им мешает, предлагает обсуждать что-то иное.
Когда группа приходит к консолидированному мнению, кто-то один докладывает свою версию ведущему. После этого ведущий им ставит снова тот же ролик, чтобы участники своими глазами могли убедиться, в чем они были правы, а в чем заблуждались.
Если есть время, то упражнение повторяется для закрепления эффекта (уже, конечно, с другим видео). Если кто-то из участников выполнял роль помощника, то на этот раз помощником пусть будет кто-нибудь иной.
В конце проводится обсуждение, обсуждаются вопросы:
- Какие тактики лучше себя оправдали?
- Кто из участников внес наибольший вклад?
- Что, может быть, не хватило для более дружной и эффективной работы?
Библиографическая ссылка1. Упражнение "Видеопазл" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 10.10.2019. - Режим доступа: https://azps.ru/training/communication/vspyshki.html (10.10.2019).